Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
Миграция может быть добровольной: мигрант переезжает по собственному желанию по трудовым, учебным или семейным обстоятельствам.
А бывает принудительной, когда мигрант переезжает из-за политического преследования, вооружённых конфликтов или климатических изменений.
К сожалению, последняя категория не всегда бывает легальной и может носить массовый характер. В 2015 году более 1,8 млн беженцев нелегально пересекли границы Европы и нарушили Шенгенское соглашение.
Неготовность Европейского Союза принять такое количество людей, бежавших от войны в Сирии, спровоцировала знаменитый Brexit.
Миграция влияет не только на политику и взаимоотношения, но и меняет культурный код страны. В Казахстане не видят жизни без итальянской кухни, в США — без мексиканских тако, поп-музыка звучит по-латиноамерикански, а в Нью-Йорке популярен китайский квартал.
В прошлом материале мы рассказали, как насильственная политика СССР изменила вековые традиции коренных казахстанцев: города на севере начали массово развиваться, а количество детей в семьях сокращаться.
Такие изменения не могли бесследно пройти и для культуры Казахстана. В эти годы началось формирование «национального колорита». Преобладание этнических групп на полюсах страны существенно повлияло на быт казахстанцев.
Проследить эту тенденцию очень легко. Например, на юге выращивают джусай — пряную разновидность лука, который южане готовы класть в любое блюдо. В то время как на севере Казахстана про это никогда не слышали, и лишь некоторые хозяйки используют его в своих рецептах.
Про разные регионы Казахстана уже сформировались непоколебимые стереотипы. В них можно увидеть, как и под влиянием чего менялась культура Казахстана.
Это представление о северных жителях страны сложилось из-за того, что в переселенческие годы именно здесь селились крестьяне и представители славянского этноса.
Такие города, как Петропавловск, Семипалатинск, Павлодар, Костанай и Кокшетау образовались в результате российской экспансии. Когда Российская империя строила укрепления и переселяли туда своих крестьян — производился плавный захват земель. Это сохранилось даже в названии городов.
Например, Семипалатинск получил своё название из-за семи укреплений, которые окружали город. А Павлодар — подарок великому князю Павлу Александровичу Романову.
Петропавловск изначально именовался как «Крепость святого Петра». В Петропавловске, как и в других пророссийских городах, существовала «белая тюрьма», где находились декабристы, сосланные писатели, а потом и изменники родины в эпоху социализма. Сам Достоевский отбывал ссылку в Омске, а службу — в Семипалатинске.
Костанай когда-то назывался Новониколаевском. Там находится один из старейших театров страны — Областной русский театр драмы и кукол (построен в 1922 году).
Кокшетау был основан по приказу Александра I. Переселяли туда людей из Саратовского, Челябинского и Оренбургского округов. В городе развивалась традиционная русская промышленность. Например, кузницы, ремонтные мастерские, мельницы и кожевенный завод. В Кокшетау до сих пор хорошо развит металлургический сектор. Город лидирует по количеству ювелиров, изготавливающих украшения из серебра.
В связи с этим становится понятно, почему о северных казахах думают в русском контексте.
Стереотип, что на юге люди занимаются исключительно торговлей, уходит далеко в прошлое. По территории южного Казахстана когда-то проходил Великий Шелковый Путь — плодородная земля, за которую велись кровавые бойни.
Тёплый юг и соседство со среднеазиатскими странами поддерживает стереотип о том, что на юге все загорелые и говорят на специфическом диалекте.
Огромный плюс юга страны в том, что даже молодое население развитого города Алматы без стеснения и ошибок говорит на казахском языке. Во многом так произошло потому, что Старший жуз, который располагался на территории Южного Казахстана, самым последним принял подданство России. Пока российские батальоны добирались до юга Казахстана, начались социалистические протесты.
Патриархальный строй, который активно обсуждается и осуждается на юге, во многом обосновывается религиозным укладом. Если на севере страны количество религиозных людей незначительное, то юг полностью подвержен традициям и религиозности.
Это относится не только к мусульманству, но и к христианству, буддизму, лютеранству и протестантству. В XIII-XIV веках именно на этой территории массово строились мавзолеи, а в городищах останавливались миссионеры.
Как оказалось, людей на востоке страны тоже причисляют к русифицированному населению. Это объясняется тем, что именно восток и север страны — бывшая территория Среднего Жуза. А он, как мы знаем, наравне с Младшим Жузом в 1731 году принял подданство России. Большинство городов на востоке Казахстана существует благодаря тому, что когда-то были городами-крепостями, построенными русским казачеством.
На северо-востоке, преимущественно в Петропавловске, очень много татар. В прошлые столетия там существовала Татарская площадь, где проводились ярмарки, празднования и даже экзекуции.
Усть-Каменогорск был укреплением, построенным в 1720 году. С его помощью Россия хотела закрепить власть, захватить территорию Иртыша и завладеть богатствами Алтая.
В Усть-Каменогорскую крепость доставляли хлеб из самого Тобольска. Этим занимались крестьяне. Им приходилось преодолевать расстояние в 3 200 км сначала на лошади, а потом на плотах по Иртышу. Получали они за свой труд копейки, а путь туда и обратно мог занимать год.
За это время потребность в «почтальонах» практически исчезла. В связи с этим на территории Уральска впервые начали сеять пшеницу и разводить пашни. Переселение сибирских казаков помогло организовать территорию так, чтобы ветер с гор продувал город и не страдал от наводнений.
Рыба — прекрасный стереотип, который связан с близостью жителей запада с Каспийским морем. А вот стереотип о том, что адайцы — воинственный народ — подтверждается интересным фактом. На западе Казахстана родились такие знаменитые исторические личности, как Айтеке Би, Абулхаир хан, Махамбет Утемисов, Маншук Маметова и Алия Молдагулова.
Территория западного Казахстана равна территории Франции и Великобритании, вместе взятым. Там же располагалась столица Ногайской Орды — Сарайчик. Именно на этой территории жители первыми начали обжигать кирпич и работать с войлоком.
«Дом Ванюшиных» и «Дом Кареевых» являются уникальными архитектурными памятниками XIX-XX века, построенными как раз из того самого кирпича.
В прошлом страна, в которую приезжал мигрант, подавляла его и не давала возможности развиваться собственной культуре. Поэтому в таких городах-людоедах, как Нью-Йорк и Лондон до сих пор развиты кварталы, в которых живут диаспорами и подстраивают под себя быт. Они существуют внутри одной страны, но развивают в ней собственную. Так зарождаются своеобразные анклавы.
Исследователи отмечают, что сегодня мигрант живёт в трёх мирах одновременно.
Первый мир — родная страна мигранта. В век высокоскоростных технологий несложно поддерживать связь со своей родиной. Если на ужин захотелось традиционного блюда, можно сходить в магазин и купить продукты, а если их там нет, заказать доставку.
Второй мир — страна, в которую мигранты переехали жить. Теперь можно не бояться, что новая культура сломает вас. За счёт повышения уровня образованности многие люди начали изучать несколько языков одновременно. Это облегчает контакт с мигрантами, а им — с коренными жителями. Повышение образованности повлияло на то, что английский перестал быть монополистом на рынке языков. Для мигрантов больше не составляет труда адаптироваться в новой стране, как когда-то пришлось делать бегущим от пожаров Второй мировой.
Третий мир — мир глобализации. В нем живём все мы, когда культурные рамки остаются, но это не мешает пополнять знания и перенимать в свою жизнь культурные привычки других народов. Идёт огромный переворот в киноиндустрии, когда из преимущественно «южного» Голливуда на экране стали появляться всё больше и больше актрис и актёров разных национальностей.
И это не ограничивается рамками антирасистской кампании — на это есть спрос. В Америке живёт достаточно индусов, которые приноровились к американским стандартам, но им хочется видеть на экране актрису-индианку. Им хочется видеть колорит их культуры на экране.
Примером того, как в современном мире люди нашли баланс между тем, чтобы жить без границ и при этом не терять свой культурный код, является футбол. Он самый глобальный вид спорта, но самый национальный.
Когда французы приехали домой с Кубком чемпионата мира по футболу в 2018 году, улицы Франции были заполнены людьми, а футболистов встречали как героев. Каждый француз, в каждом уголке света вывешивал национальный флаг, пел в барах гимн и подключал к этому недовольных хорватов.
Таким образом, миграция постоянно вносит свои коррективы в культурный код страны. Это может происходить масштабно, как в случае с насильственным переселением этносов в Казахстан, а может локально — с распространением индийской кухни в лондонских кафетериях.
В обоих случаях влияние миграционных трендов будет ощутимо для страны.
Читайте также:
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)