Издание комикса от А до Я

4 минуты Сабит Бакытжан
Издание комикса от А до Я

Многие из вас могут думать, что издание комиксов — это раз плюнуть. Но на самом деле все не так. Издание комикса — это увлекательный и сложный процесс. В этом материале команда КМВК расскажет о процессе издания комикса от А до Я.


ПОИСК КОНТАКТОВ

Наш путь начинается с поиска контактов. На первый взгляд может показаться, что тут нет ничего сложного, и зачастую так и есть, но иногда поиск правообладателей занимает достаточно много времени.

В большинстве случаев все действительно просто. Достаточно зайти на сайт издательства и написать им на почту, но иногда бывает так, что права принадлежат не издательству, а самому автору. Вот тут и начинается самое интересное. Мы начинаем поиск авторов в Твиттере, Фейсбуке и других социальных сетях, чтобы написать им. Но зачастую бывает так, что они не отвечают в соцсетях, и приходится искать их почту, а это уже целый квест.

В очень редких случаях бывает так, что не удается выйти на правообладателя вообще. Все, что остается делать в этих ситуациях — переключить внимание на другие тайтлы.

ПЕРЕГОВОРЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА

Окей, хорошо, мы нашли правообладателей. Теперь приступаем к переговорам. Это одна из самых сложных частей нашего процесса. Прежде чем заключить контракт правообладатели обычно просят рассказать об издательстве подробнее: что издавали, с кем сотрудничали и так далее. В общем, узнать о вашем опыте и серьезности. Главное, что обсуждается — это стоимость лицензии на выбранный комикс, роялти — регулярные платежи, выплачиваемые в качестве вознаграждения владельцу прав на интеллектуальную собственность, срок действия лицензии, тираж и технические характеристики издания.

Стоимость лицензии. Тут все должны прийти к общему согласию по вопросам стоимости лицензии. Не стесняйтесь торговаться.

Роялти. Это стандартная часть договора. Зачастую процент выплаты авторских отчислений не превышает 8% от отпускной редакционной цены издания.

Срок действия лицензии. На период действия срока лицензии только вы имеете право печатать этот комикс. Иногда во всем мире, но у нас чаще всего только на территории СНГ. Этот момент обговаривается, чтобы по истечении срока правообладатели могли продать лицензию другим заинтересованным лицам. Средний срок действия прав — 2 года.

Тираж и технические характеристики издания. Указание размера тиража — важный момент в переговорах. Именно от количества тиража зависит сумма выплаты роялти. Технические моменты тоже важны. Перед заключением контракта обязательно оговариваются вид бумаги (глянец или мат), граммовка бумаги, размер издания и так далее.

После всех этих пунктов мы оплачиваем стоимость прав и ждем digital files (оригиналы страниц в цифре) от правообладателей.

ПЕРЕВОД КОМИКСА

Первым делом мы отдаем исходники правообладателей на перевод. Может показаться, что это одна из самых легких частей процесса, но как бы не так. Перевод комикса — дело специфичное, поэтому выбор переводчика — очень важный момент в процессе. За перевод комикса может взяться не каждый переводчик, ведь комиксы имеют свой сленг, и зачастую неправильный перевод той или иной фразы может исказить смысл фрейма/диалога не в ту сторону.

Сам процесс перевода занимает в среднем 3-4 недели. Этот период мы можем назвать моментом «простоя». Ведь на данном этапе нам больше нечего делать, кроме как ждать перевода и затем приступить к следующим этапам.

РЕТУШЬ И ЛЕТТЕРИНГ КОМИКСА

Спустя 3-4 недели мы, наконец-то, получили готовый перевод и теперь приступаем к самой интересной части комикса — оформлению. К процессу подключаются два человека: ретушер и леттерер.

Ретушер занимается адаптацией всех звуков и табличек на русский язык. Это все «БУМ! БАЦ!» или же банальные вывески типа «АПТЕКА». Получается вот так:

Леттерер занимается подборкой шрифтов для бабблов — пузырьков с текстом. Эта работа достаточно нудная. Она не требует больших умений, но отнимает очень много времени. В среднем, чтобы забить 200 страниц текстом, требуется порядка 10 дней. Иногда леттерингом и ретушью может заниматься один и тот же человек.

ДИЗАЙН ИЗДАНИЯ

Пока ретушер и леттерер заняты своим делом, к процессу подключается дизайнер. У него больше простора для фантазии, поскольку при оформлении издания можно немного отступить от оригинальных материалов и немного покреативить. Например, над задней стороной обложки. В работу дизайнера также входит оформление рекламных страниц, титульной страницы и прочих.

КОРРЕКТУРА КОМИКСА

Наш процесс подходит к завершению. После работы ретушера, леттерера и дизайнера наступает черед корректора. Он вычитывает комикс на грамматические, стилистические и пунктуационные ошибки и высылает финальные правки и замечания по макету издателю. Ошибки исправляются, затем сдаются на повторную вычитку корректору, и макет уходит дальше.

ВЁРСТКА КОМИКСА

Мы на финишной прямой. К работе приступает последний, но не менее важный человек в команде — верстальщик. От него зависит то, каким красочным и правильным выйдет издание из печати. Он получает ТЗ типографии от издателя и готовит макет комикса по этим требованиям. Затем заливает макет на сервер и ждет либо подтверждения, либо комментариев/правок от типографии. Наконец-то наш комикс уходит в печать.

В среднем, печать комикса занимает 1-2 недели. Тут как повезет. Зависит от «очереди на печать». Итог: процесс издания комикса в среднем занимает 2 месяца. Над комиксом трудятся 6-7 человек.

Вот такой длинный и достаточно сложный процесс проходит комикс, прежде чем оказаться в магазинах, а уже затем — в ваших руках.

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Подборка ко Дню независимости: что смотреть, читать и слушать

Подборка ко Дню независимости: что смотреть, читать и слушать

В преддверии Дня независимости собрали подборку, которая поможет погрузиться в культуру и историю страны через книги, фильмы и...

2 минуты
2 минуты
Гид по профессии: кто такие IT-аналитики и чем они занимаются

Гид по профессии: кто такие IT-аналитики и чем они занимаются

Если вы задумывались, как появляются новые цифровые продукты и сервисы и кто за ними стоит, самое время разобраться в том, кто...

3 минуты
3 минуты
The Sims и культурный след: как игра сформировала ценности и мечты поколений

The Sims и культурный след: как игра сформировала ценности и мечты поколений

The Sims, пожалуй, одна из немногих видеоигр, которая не только изменила индустрию, но и стала мощным культурным феноменом,...

8 минут
8 минут
Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Партнерский

Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать

Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...

5 минут
5 минут