
Как создать финтех-экосистему нового поколения в Казахстане: эксклюзивное интервью с CEO Freedom SuperApp Вячеславом Кимом
Кэшбек в инвестиционной валюте, возможность купить авиабилеты прямо в банковском приложении и там же выгодно заказать продукты с доставкой — все это Freedom SuperApp, банковское приложение нового формата, аналогов которому нет ни в Казахстане, ни в мире.
О том, как создавалось приложение и почему цифровизация банковской сфере — это важно, в интервью для STEPPE рассказал CEO Freedom SuperApp Вячеслав Ким.
Эксклюзивное видеоинтервью с Вячеславом Кимом можно посмотреть на YouTube-каналe STEPPE Voices. CEO Freedom SuperApp в беседе с основательницей STEPPE Зауре Розмат и генеральным директором Kazakhstan Fintech Network Диасом Саветкановым разбираются, как Freedom стал лидером банковского сектора Казахстана.
Возможности SuperApp
— Вячеслав, Freedom SuperApp запустился весной 2024 года, а уже сегодня это приложение, которым каждый день пользуются более 2,5 млн казахстанцев. Для многих из них это основное банковское приложение. Расскажите, пожалуйста, как случился такой резкий скачок?
Да, мы запустились в марте 2024 года и к концу года у нас уже было полмиллиона клиентов. В конце декабря мы презентовали реферальную программу и по ней присоединилось еще 870 тысяч активных клиентов за месяц. На пике мы фиксировали приток 75 тысяч человек в день. Сейчас мы пришли к стабильному приросту в 200 тысяч клиентов в месяц.
Рост произошел благодаря кумулятивному эффекту. У нас была классная история с программой лояльности, где мы давали кэшбэк в виде инвестиционной валюты Freedom, которая связана с акцией, торгующейся на Nasdaq. Плюс свою роль, конечно, сыграла реферальная программа.
Но главное, что у нас был качественный проект и если бы он не отвечал ожиданиям пользователя, то вряд ли бы им пользовались. Мы дали пользователю комфортную экосистему, в которой все интуитивно понятно.
Так случилась история C2C, когда сами клиенты амбассадорят нас. Это самая лучшая реклама, самый лучший подход.
— То, как сейчас развивается финтех в Казахстане, удивляет весь мир. В чем отличие Freedom, благодаря которому вы смогли вывести отечественный банковский сектор на новый уровень?
Да, мы понимали, что у нас в стране есть более 30 компаний, которые являются лидерами направлений в той или иной сфере. Безусловно, мы анализировали все приложения локального и зарубежного рынка. Смотрели UX-решения, которые предлагают клиентам западные и азиатские компании.
Мы также четко понимали, что у нас в холдинге есть разные направления и у каждого из них разный способ предоставления услуг клиентам. Где-то это офлайн, где-то сайт, где-то приложение. Но каждая компания должна была стать составляющей большого супераппа. Вокруг этой модели мы и выстроили свое приложение. Приложение закрывает задачи электронного банкинга, инвестиций, страхования, а также лайфстайл. Кроме того, у нас есть крутая интеграция с госсервисами, которая помогает сокращать CJM (Customer journey map — путь клиента). Чтобы регистрация была короткой, а точка входа легкой.
У нас было четкое понимание, что такое суперапп и как он должен выглядеть. Это должно было быть мобильное приложение представляющее собой единую экосистему, объединяющую банковские и сопутствующие цифровые сервисы. Мы не запускались до тех пор, пока не стали супераппом. И сейчас сам термин суперапп у всех ассоциируется с Freedom.
— На чем команда супераппа держит фокус сейчас?
На том, чтобы сделать пользовательский опыт еще более комфортным. Мы понимаем ценность, которую даем клиентам, поэтому стараемся делать сервис еще лучше. Чтобы каждая компания в экосистеме была полезна нашим клиентам.
Безусловно, для нас Казахстан — это плейграунд, в котором мы видим развитие компании и где можем тестировать много гипотез. У нас в стране плодородная почва для развития финтеха. Очень развиты госсервисы, Open API. Я думаю, что когда в фокусе компании — пользователь, не может не получиться хорошего продукта.
Если ты получаешь фидбэк и постоянно улучшаешь сервис, то это формула успеха.
Кроме того, важно сделать клиента активным. Чтобы он не просто имел карту, а пользовался ею, проводил транзакции.

Кэшбеки и инвестиции
— Кэшбеки во Freedom SuperApp — это отдельная история, которая сломала шаблоны и показала, что банковское приложение в Казахстане может работать совсем иначе. Давайте разберемся. Почему кэшбеки такие выгодные? И в чем их главная цель?
Мы изначально понимали, что будем давать клиентам цифровой актив, а не кэшбеки в чистом виде. Мы были лидерами брокерского бизнеса в Казахстане и хорошо понимали, как работает фондовый рынок и ценные бумаги в нашей стране.
Поэтому кэшбеки в SuperApp начисляются в тенге, но далее они конвертируются в ценные бумаги. Доходность нашей внутренней валюты обеспечена ростом стоимости ценной бумаги: одна десятитысячная акция Freedom Holding Corp. (FHC), торгующейся на Nasdaq наряду с Apple, Tesla, Meta и другими мировыми компаниями.
С момента запуска в марте 2024 года бумага выросла с 68 долларов до 180 долларов за акцию. Доходность выросла в 2,5 раза и клиенты заработали на курсовой разнице.
Кэшбэки — это наш способ делиться с клиентами частью нашей чистой прибыли, делая клиентов акционерами. Это классная история про то, как заанбордить человека в качественные инвестиции. Когда ты инвестируешь в продукты, которыми сам пользуешься, это один из самых лучших форматов инвестирования, самых понятных и правильных.
И при этом мы четко понимали, что это территория свободы, где человек получил кэшбэк и может распоряжаться им как хочет. Не только внутри нашей экосистемы, не только внутри приложений — он может их вывести, потратить. И поэтому мы валюту Freedom, как счет, привязали к этой карте.
— Получается, пользуясь приложением, человек не просто совершает транзакции, но даже формирует инвестиционный портфель?
Да, в свою работу мы вкладываем глубокий смысл. Мы хотим, чтобы клиенты развивали компанию вместе с нами. Если они приходят, покупают товар внутри экосистемы и за ее пределами, то это полезно для них, потому что они акционеры, ведь они получают кэшбэк в инвестиционной валюте Freedom. Мышление меняется в сторону сохранения ресурсов.
— Сейчас кэшбеки — это конкурентное преимущество Freedom SuperApp, но планируете ли вы развивать эту историю в дальнейшем и как активы клиентов будут защищены в случае скачка стоимости инвестиционной валюты?
Для нас это однозначно история вдолгую. И эта программа будет модернизироваться, появится больше геймификации. Но надо понимать, почему стоимость может корректироваться, снижаться. Недавно было зафиксировано падение рынка, и Nasdaq тоже упал.
Когда Дональд Трамп ввел новые тарифы после вступления в должность президента США, весь рынок тоже почувствовал это на себе. Это снижение сказалось и на наших клиентах, потому что стоимость нашей валюты также скорректировалась. Но мы коммуницировали с клиентами и объяснили, почему это происходит.
— Если говорить про налогообложение, то ценная бумага валюты Freedom листингованна на бирже AIX. То есть клиентам важно понимать, что они не должны платить налоги с этой валюты.
Все, что нужно сделать, это просто задекларировать свои бумаги. В новом релизе приложения предусмотрена полноценная декларация по форме 270. Если у человека нет активов, кроме валюты Freedom, то система автоматически все просчитает — человек просто нажмет кнопку и задекларирует свой актив.
Очень важно, что сейчас госуслуги интегрированы в банкинг. Наше государство сейчас очень открытое, у нас самая классная регуляторика. Правительство хочет, чтобы банки развивались, а цифровые продукты быстрее внедрялись. Чтобы мы были цифровым государством.
Команда и путь в банковскую сферу
— Вячеслав, как вы сами оказались в команде Freedom SuperApp?
В 2021 году я работал во Freedom Broker, занимался проектом Freedom24 — корпоративный стартап, где мы давали прямой доступ к покупке акций через банковские карты на локальном рынке.
Мы завершали проект, меняли платформу, переходили с KASE на AIX. Мне поступил оффер прийти в банк и попробовать почелленджить историю с SuperApp. Разговоры об этом проекте шли давно, еще в 2020 и в 2021 году, но работа не начиналась, поскольку очень оперативно реализовывались другие проекты.
В 2022 году я присоединился к команде банка, нырнул в его историю и по моим внутренним ожиданиям мы должны были запуститься к концу того же года. Но как только я погрузился в банковские процессы, то понял, что помимо Super App надо заниматься клиентской поддержкой, сервисом, маркетингом, поэтому запустились мы только в 2024 году. Банк — это большая сложная структура, где нужно где-то играть по правилам, а где-то пытаться их менять.
— Насколько эта должность отличается от того, чем вы занимались во Freedom Broker?
Наверное, стоит рассказать, как я вообще попал в инвестиции. В 2019 году я поступил на грант в Чехию по своей основной специальности «Архитектура».
Там я в первый раз услышал про инвестиции от своего местного одногруппника, потому что там инвестируют все. Меня это заинтересовало, и мне повезло, что спустя полгода я начал работать с компанией, которая связана со страхованием и инвестициями.
Я прошел курсы, купил страхование жизни. Это было очень интересно. Когда я вернулся из Чехии в Казахстан, люди не совсем понимали, чем я занимаюсь.
Спустя год компанию, в которой работал, купил Freedom, и я стал Head of Marketing.
Мы привозили Майка Тайсона, Ника Вуйчича, проводили разные ивенты. После чего начал заниматься проектом Freedom24, где проработал до 2022 года я проработал в этом сервисе, мы классно проработали, привлекли на рынок более 15 тысяч клиентов. После нас уже начали появляться все остальные игроки брокерского рынка.
— Можно ли сказать, что одним из главных вызовов в такой истории является собрать сильную и квалифицированную команду?
Мы очень много времени потратили на то, чтобы собрать такую проактивную команду визионеров. На протяжении полутора лет мы работали над продуктом, который только предстояло презентовать аудитории.
А когда мы запустились, то поначалу приходилось сталкиваться и со сложностями. Например, в любых организациях зачастую самыми виноватыми людьми является call-центр. Но нужно менять майндсет и мышление. Поэтому мы поменяли название call-центр на online bank. Потому что из 600 сотрудников чуть больше 200 человек составляют именно операторы.
Остальные ребята — это наши и service-desk, и card-support. Это сервисы, которые помогают вникнуть, как работает SuperApp.
— Как вы мотивируете команду?
Команда очень четко понимает, зачем они делают то, что делают. Они получают от этого кайф и поэтому растут. У нас возможен очень быстрый рост внутри компании, это и мотивирует. Все ребята, которые присоединились в 2022 году, сейчас руководители разных направлений.
Наша идеология в том, что мы видим лидеров и всегда поощряем их, помогаем развиваться. Я глубоко верю, что классные и талантливые ребята могут реализовывать классные проекты.
Мы все сильно верим в то, что создаем новое слово в казахстанском финтехе и полностью отдаемся этой работе. Поэтому видим результат и получаем такой мощный фидбек от клиентов.