Подборка ко Дню независимости: что смотреть, читать и слушать
В преддверии Дня независимости собрали подборку, которая поможет погрузиться в культуру и историю страны через книги, фильмы и...
Сания Султанова — юрист в сфере интеллектуальной собственности, специализирующаяся на вопросах авторского права. Сания является спикером и экспертом по праву в рамках музыкальной резиденции Batyr Lab, а также соосновательницей образовательного проекта of note. С помощью этих инициатив она помогает представителям креативных индустрий повышать правовую грамотность.
В рамках проекта Batyr Lab вместе с начинающими музыкантами Сания разбирала вопросы авторского и смежных прав, рассказывала, как работают законы и права в музыкальной индустрии.
В новом материале мы разобрали несколько кейсов в правовой сфере на международном уровне, сравнили с законодательством Казахстана, а также собрали полезные советы для начинающих креаторов.
Сэмплирование и интерполяция
В процессе создания треков музыканты часто взаимодействуют с уже существующей музыкой, например, при сэмплировании и интерполяции. Важно понимать, что любой трек представляет собой несколько объектов интеллектуальной собственности, охраняемых авторским и смежным правами.
Основные объекты в музыке — это музыкальное произведение, исполнение и фонограмма. На каждый объект есть определенный спектр прав и конкретный правообладатель. Для использования охраняемых объектов — в том числе для сэмплирования и интерполяции — необходимо получить разрешение на соответствующее использование от правообладателей.
Когда музыканты используют фрагменты существующих треков для включения в собственные треки в процессе сэмплирования, они взаимодействуют с несколькими объектами интеллектуальной собственности. На практике это означает, что музыкантам нужно договариваться с правообладателями каждого объекта для их использования в качестве сэмпла.
При интерполяции, когда музыканты могут исполнить партитуру существующей композиции в собственной манере и инкорпорировать это в свой трек, происходит взаимодействие только с музыкальным произведением, не с фонограммой, как в случае с сэмплированием. Но принцип сохраняется — необходимо получить разрешение на использование музыкального произведения у его авторов для целей интерполяции.
О практических кейсах с использованием сэмплов или интерполяции важно говорить. Особенно о тех, где разрешения у правообладателей получены не были. Такие кейсы служат хорошим примером того, зачем нужно оформлять разрешения, и способствуют дальнейшему правомерному использованию материалов в музыкальной индустрии.
Кейс рок-группы Queen, певца Дэвида Боуи и американского рэпера Vanilla Ice
Возможно, вы слышали совместную песню рок-группы Queen и певца Дэвида Боуи «Under Pressure». Песня достигла первого места в британском чарте синглов, став вторым хитом номер один для Queen и третьим для Боуи на их родине. Queen и Боуи являются не только исполнителями, но и соавторами песни.
Так вот, часть песни была использована в качестве сэмпла американским рэпером Vanilla Ice для его сингла 1990 года «Ice Ice Baby». Vanilla Ice и его команда не получили разрешение на использование сэмпла от правообладателей. Queen и Боуи также не были указаны в качестве соавторов и исполнителей сэмпла.
Ситуация привела к спору о нарушении авторских и смежных прав. Представители Queen и Боуи подали претензию о незаконном использовании музыкального произведения и фонограммы против Vanilla Ice. Спор был урегулирован вне суда. Мы не знаем конкретных деталей и договоренностей, но в результате Дэвид Боуи и участники Queen указываются в качестве соавторов и исполнителей сэмпла, а также получают роялти с дохода на трек.
Инициатива о внесудебном урегулировании спора могла идти от представителей Vanilla Ice, так как данном кейсе очень хорошо слышно басовую линию, использованную в качестве сэмпла, и нарушение можно явно проследить. В целом любое судебное разбирательство требует значительных ресурсов — как финансовых, так и эмоциональных.
Возможность сторон прийти к соглашению без затяжного судебного процесса позволяет сохранить средства, время и здоровье.
Этот кейс является важным для всех музыкантов, поскольку он подчеркивает принципы использования объектов, охраняемых авторским и смежным правами. Сэмплирование — это взаимодействие не только с музыкальным произведением, которое лежит в основе трека, но и с записью исполнения, а значит, вопрос получения разрешения различных правообладателей.
Как доказать, что при сэмплировании был использован именно твой трек?
Если дело доходит до суда, то правообладатель предоставляет доказательства, подтверждающие сходство между сэмплом и созданным им треком. Также можно собрать доказательства, прослеживающие взаимодействие нарушающей стороны с оригинальным треком.
В рамках судебного разбирательства суд может дополнительно вызвать профильного специалиста для проведения независимого сравнительного анализа между оригинальным и нарушающим объектами, чтобы установить схожесть сэмпла с оригинальным треком.
Сегодня существует множество технологий, которые могут распознать сэмплы в треках.
Такие алгоритмы используются стриминговыми платформами — в процессе загрузки новые треки сканируются на предмет использования охраняемых объектов и блокируются при обнаружении нарушений. Еще один известный пример таких технологий — обработка новых видеороликов при загрузке на YouTube, в процессе которой алгоритм сканирует объект и подсвечивает нарушения. Всё это помогает делать правообладателей более защищенными.
Чем отличается регулирование таких случаев за границей и в Казахстане?
В каждой стране собственная юрисдикция и по-своему уникальное регулирование музыкальной индустрии. В области авторского и смежных прав действуют международные конвенции, направленные на гармонизацию подхода к защите прав. Конвенции также стремятся обеспечить международную охрану объектов на территории государств-подписантов, чтобы произведения, созданные в одной стране, признавались и охранялись в мире.
Общая логика, по которой объекты авторского и смежных прав охраняются в течение определенного срока, а их использование без получения требуемых разрешений является нарушением, сохраняется везде. Когда же речь идет о конкретных процессах, возникают различия. Они могут касаться формулировок ключевых определений, процедур оформления и заключения договоров, а также судебных разбирательств.
Несмотря на то, что в Казахстане действует свое законодательство, казахстанские музыканты всегда могут вынести для себя уроки из иностранных и международных кейсов. Например, кейс Дэвида Боуи, Queen и Vanilla Ice может подсветить принципы использования сэмплов, а кейс Стинга и Juice WRLD — интерполяции.
Кейс Juice WRLD и Стинга
Трек «Lucid Dreams» американского рэпера Juice WRLD включает интерполяцию — инструментал трека основывается на песне Стинга «Shape of My Heart». Изначально трек был опубликован на SoundCloud без получения разрешения на использование музыкального произведения в основе «Shape of My Heart». Однако с ростом популярности трека и самого Juice WRLD трек был выпущен как отдельный сингл на стриминговых платформах.
Без получения разрешения такое использование являлось нарушением прав на объект, охраняемый авторским правом. Представители Стинга обратились с претензией к Juice WRLD. Спор был урегулирован вне суда, Стинг был указан в качестве автора части музыкального произведения, использованного при интерполяции. Из комментариев команды Juice WRLD мы знаем, что Стинг получает 85% с дохода трека.
Для представителей музыкальной индустрии, включая нас в Казахстане, данный кейс является хорошим примером того, как разрешаются споры такого рода. Разумеется, конкретные аспекты регулирования и подходы судов в разных странах отличаются, но изучение иностранных и международных кейсов важно для понимания процессов и сложностей, с которыми могут столкнуться музыканты в процессе создания музыки.
В Казахстане кейсов по нарушению прав много, но зачастую они не доходят до суда и даже до публичного обсуждения.
На практике необходимые договоры и документация часто не оформляются, а факт нарушений бывает сложно доказать. В отсутствие крупных кейсов в Казахстане мы изучаем опыт других стран и юрисдикций, чтобы понимать логику рассмотрения различных дел судами и иметь её в виду на всякий случай.
Какие этапы включает процесс судебного разбирательства?
Всё начинается с этапа подготовки к обращению в суд. На данном этапе правообладатель консультируется с практикующим юристом для выработки позиции и оценки рисков, а также консолидирует доказательную базу. Важно убедиться, что иск достаточно сильный, собрав все необходимые документы и доказательства. По срокам здесь всё очень индивидуально — подготовка может занять от нескольких месяцев до года в зависимости от сложности кейса.
Далее идет обращение в суд. Судебное разбирательство в первой инстанции обычно занимает три месяца. После вынесения решения у сторон есть возможность обжаловать его в апелляции. В гражданском законодательстве есть определенные сроки — для подачи апелляционной жалобы установлен один месяц. Рассмотрение в апелляционной инстанции обычно занимает два месяца.
Если сторона неудовлетворена исходом дела в апелляции, постановление можно обжаловать в кассационном порядке в течение шести месяцев. Далее Верховный суд решает, рассматривать ли дело. Весь процесс может занять от года до двух лет в зависимости от масштаба и сложности дела.
Есть ли у вас предложения по улучшению процессов со стороны законодательства или государства? Или же на ваш взгляд наша система уже довольно гибкая и эффективная?
На мой взгляд, основные механизмы предусмотрены действующим законодательством. Определены объекты и критерии для их охраны, порядок оформления передачи прав, а также возможность обращения в суд за защитой нарушенных прав.
Но регулирование ряда сфер ещё находится в процессе формирования — особенно сферы технологий. Технологии всегда опережают регулирование, это вполне нормально. По мере их развития право постепенно адаптируется и охватывает новые вопросы.
Стоит отметить, что судей, специализирующихся на вопросах интеллектуальной собственности, пока не так много. Но позитивной тенденцией является то, что судьи стремятся повышать свою квалификацию, несмотря на относительно небольшое количество споров. Судьи посещают семинары, чтобы быть лучше подготовленными к делам, связанным с авторскими и смежными правами.
Развитие технологий сильно влияет на сферу музыки. Как будет развиваться правовая часть музыкальной индустрии в ближайшие 5-10 лет?
Постепенно разрабатывается регулирование использования новых технологий, в том числе искусственного интеллекта. Использование искусственного интеллекта (ИИ) пока законодательно не урегулировано, но работа над этим активно ведется, и в ближайшее время мы увидим изменения.
На данный момент государство придерживается стратегии «сначала технология, потом регулирование» с целью не ограничивать процесс развития технологий в стране.
В Концепции правовой политики подчеркивается необходимость регулирования вопросов распределения ответственности за потенциальный вред от ИИ и роботов, а также определения принадлежности прав на произведения, созданные с участием ИИ.
Пока отсутствует специализированное регулирование, нужно придерживаться действующего законодательства, особенно в части права интеллектуальной собственности. В отношении использования ИИ в процессе создания музыки был интересный запрос со стороны команды Batyr Lab, коллеги попросили разобрать этот вопрос с участниками резиденции с правой точки зрения.
Как проходило обучение в рамках Batyr Lab?
В рамках Batyr Lab нашей задачей было охватить основные правовые вопросы и разобрать их в доступной для начинающих музыкантов форме. Взаимодействие с участниками у нас было организовано следующим образом — проводились лекции и практические сессии, после которых было обсуждение.
Первый блок обучения был посвящен авторским и смежным правам. Мы обсудили, какие объекты возникают в процессе создания музыки, какими конкретными правами объекты охраняются, как долго они действуют. Также пробовали определить на практике, что создано и под какой объект это попадает.
Затем мы перешли к договорам — разобрали, какие договоры обычно заключаются в музыкальной индустрии. В рамках этого блока у нас была практическая сессия, где участники анализировали два варианта лицензионного договора — с ошибками и без. Это помогло участникам понять, как выглядят корректные формулировки о предоставлении прав на использование объекта прав и на что нужно обращать внимание при оформлении договоров.
Финальный блок касался практических аспектов создания музыки — создания каверов, использования сэмплов и интерполяции, а также искусственного интеллекта. Мы обсуждали конкретные примеры, включая треки с сэмплами звуков из фильмов и видеоигр. Также мы рассматривали возможность свободного использования произведений в общественном достоянии и звуков вне охраны авторских и смежных прав.
Обсуждения проходили довольно легко, у участников — особенно тех, кто в музыкальной индустрии не первый год, — было много вопросов. Мы разбирали различные ситуации, в том числе те, с которыми сами участники сталкивались в своей работе.
Советы начинающим музыкантам
1. Не бояться и пробовать разбираться в правовых вопросах.
Право часто кажется более сложным, чем оно есть на самом деле. Разбираться в правовых вопросах важно на всех этапах карьеры музыканта и в целом любого креативного профессионала. Чем лучше вы будете ориентироваться в правовых аспектах своей профессии, тем эффективнее сможете отстаивать свои интересы на практике.
2. Принцип baby steps.
Невозможно разобраться во всех правовых вопросах за один месяц и даже год. Начинайте с малого и постепенно углубляйте свои знания. Можно начать с основ авторского и смежных прав — разобраться, как охраняются ваши работы, — и далее перейти к изучению договоров.
Повышение правовой грамотности — это процесс, который требует времени. Шаг за шагом вам станет легче навигировать правовые вопросы в музыкальной индустрии.
Можно ли где-то получить бесплатную помощь или консультацию, например, от государства?
Некоторые юристы и юридические компании предоставляют предварительные консультации на бесплатной основе, но зачастую это касается общих вопросов. За консультациями по правовым вопросам музыкальной индустрии лучше обращаться к практикующим юристам, специализирующимся на вопросах интеллектуальной собственности и договорах музыкальной индустрии. Возможность предоставления консультаций и оказания помощи на скидочной основе или в формате pro bono будет зависеть от юристов, которые предоставляют такие услуги.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)