Женщины, которые меняют мир
О том, как у них получилось открыть свое дело, а после — найти настоящую суперсилу. Сегодня...
Илья Варламов рассказывает о плюсах и недостатках разных городов мира с точки зрения архитектуры и удобства для жителей. В Казахстан российский журналист приехал во второй раз и выступил на открытой встрече, где поговорил об устройстве Алматы, дизайн-коде и предложил игру для акима. The Steppe собрал самые интересные моменты его выступления.
Попытки оправдать свои ошибки и среду, в которой мы живем, обычно скатываются к менталитету, климату или особому пути. Единственная причина, почему у тебя некомфортный город – работа или бездействие государственных институтов. Например, я сравнивал два города на границе России с Эстонией. Ивангород и Нарву отделяет мост через реку.
Приезжаешь в Ивангород, и это просто жопа. Там нет дорог, какие-то псы бегают, все ржавое, гопори в камышах пивас допивают. Переходишь границу, и все чистенько, набережная сказочная: асфальт велодорожки, кафешки, фонарики, малые архитектурные формы, пляж. И там и там живут одни и те же люди, климат тоже одинаковый.
Нарва – самый русский город в Эстонии, там 80 % русскоязычного населения. Я спросил у местных, почему у вас набережная такая красивая? Они говорят: по программе Евросоюза нам выделили средства, и мы построили набережную. И в России была такая же программа, только мэр Ивангорода украл все деньги и построил шашлычную. Потом его посадили, а деньги так и не нашли.
Очень крутая штука, которая есть у вас, и нет в России – прокат велосипедов. Мы живем по расписанию, поэтому 1 ноября вне зависимости от погоды все велосипеды должны быть вывезены на склад. Чиновники посчитали, люди не должны кататься на велосипедах зимой.
У меня был пост про худшую в мире велодорожку в Кишиневе, но теперь молдаване могут расслабиться. Вполне возможно, у них появился конкурент. В Кишинёве, в отличие от Алматы, на велодорожке не растут деревья. Если бы проектировщик хоть раз сидел на велосипеде, он бы понимал, что нельзя делать велодорожку вплотную к парковке, потому что автомобилям свойственно открывать двери.
Хорошо, что у вас появилась пешеходная улица, такое чудо редко случается на постсоветском пространстве. На улице Панфилова я увидел парковку, сделанную в шахматном порядке. Это эффективная мера по успокоению трафика. В остальном там все гораздо хуже. Я до сих пор не смог разгадать, по какому принципу там расставлены фонари и высажены деревья. Есть большие проблемы со стилистикой.
Круто, что поставили киоски с современным дизайном, удобные и красивые лавочки. Но тут же стоят классические фонари, которые никак не сочетаются с другой уличной мебелью.
И еще не в тему новогоднее оформление, которое явно делал сын бухгалтера в акимате. Непонятно, почему все фонари освещают газоны? На улице мало точек притяжения, лежачие полицейские установлены после перехода. Это не то общественное пространство, которое могло бы здесь появиться. В свое блоге я еще более подробно все опишу с картинками и примерами.
В плане пешеходной инфраструктуры Алматы остается опасным городом, как и большинство городов России. У нас о пешеходах никто не думает, потому что люди, управляющие городами, сами по ним не ходят. У меня есть игра для условного мэра, правда, никто в России пока не согласился.
Может быть, вы у себя ее попробуете. Берется компьютер, который случайно выбирает два любых адреса в городе. От точки А до точки Б градоначальник должен переместиться без личного автомобиля. Общественным транспортом, пешком – как хочет. Также приглашаются журналисты, советники акима. Сразу многое станет ясно.
Если посмотреть на города, где что-то получалось, единственное правильное решение – собрать сильную команду. С этого начинаются обычно большие проблемы, потому что у чиновников найдется брат или сват, которого надо устроить на работу. В итоге важные позиции занимают люди не по своей квалификации, а по лояльности к действующей власти или благодаря родственным связям.
У нас есть много городов, где мэрия приглашала крутого западного архитектора. Но им нужен был не архитектор, а «свадебный генерал», чтобы чиновники говорили: «слушайте, сам Ян Гейл не вылазит из нашего города, мы ему даже чуть гражданство не дали. Что вы еще хотите? Мы делаем почти все». Задача акима – наладить процессы так, чтобы они хорошо работали без его вмешательства. Он, как дирижёр, должен собрать вокруг себя профессиональную команду, и архитектор мог сказать: «мы это говно строить не будем». Обычно на этом все обламываются.
Руководитель города должен отчитываться перед жителями. Выборы – это отчет за проделанную работу и оценка проведенных реформ. Без выборов нет связи с жителями.
Я не знаю, кто у вас назначает акима, но скорее всего он старается понравиться не горожанам, а тому, от кого зависит его судьба.
Если вы хотите, чтобы к вам ездили туристы, в первую очередь, наведите порядок в аэропорту. Сделайте нормальную систему такси. Аэропорт создает первое впечатление о городе, а когда на человека накидываются наглые таксисты, которые хотят его обмануть, он уже ничему не рад.
В Казахстане во всех самых интересных и красивых местах охранники запрещают фотографировать. Когда ты хочешь снять что-то хорошее, выскакивает «чудо» в костюме не по размеру. Я шел возле универсама «Столичный» и увидел, как на улице готовят плов. Круто, что зимой у вас жизнь не вымирает, и много уличных активностей. В России такого нет. Я решил это снять. Сразу выскочил охранник, начал вопить, кому-то звонить. А когда снимаешь какое-нибудь говно во дворе, то пожалуйста, еще подскажут.
Город – это собеседник, у тебя должен быть с ним какой-то диалог. С новым городом диалога быть не может, потому что ему нечего тебе рассказать. Там нет наслоения культурно-исторических событий, каждая эпоха оставляет свой след. С Астаной пока не о чем общаться, ей еще предстоит много лет развиваться, прежде чем стать интересным собеседником. Я был в десятке новых городов, и нигде мне не захотелось остаться и пожить.
Дизайн-код – это очень круто. Это руководство, как должны выглядеть все вывески и фасады на некоторых улицах города. Как только запретят вешать лайт-боксы и уродовать фасады, город станет в сто раз лучше. Недавно я показывал фотографии Марселя, где в историческом здании открылся «Макдональдс».
Там не разрешили даже сделать желтую букву M на вывеске. Правила подразумевают, что никто не вправе вторгаться в архитектуру здания.
Внедрение дизайн-кода в Алматы можно начать с Кабанбай батыра. Это отличный пример. Самый центр, стоит советское здание тридцатых годов. Приходят люди и считают возможным, что оно недостаточно прекрасно, открывают ресторан на первом этаже и меняют фасад на свое усмотрение. Такими стараниями город превращается в газету бесплатных объявлений. Лучшее, что там можно сделать, вернуть фасаду оригинальный вид.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)