Не только венчур: как MOST планирует развивать альтернативные инвестиции в Казахстане. Интервью с Павлом Коктышевым
В условиях глобального роста интереса к альтернативным инвестициям, Павел Коктышев и его команда создали MOST Investors Club,...
С 13 по 19 ноября в Ташкенте пройдёт глобальная неделя предпринимательства (Global Entrepreneurship Network). GEN занимается информированием начинающих бизнесменов о новых технологиях и разработках, популяризацией передового опыта в сфере бизнеса и созданием площадки для обмена мнениями. Также это возможность организовывать мероприятия, направленные на поддержку развития бизнеса.
Предприниматель, сооснователь более 10 проектов: Узбекско-Китайский торговый дом, Лаборатория Бизнеса, коворкинг GroundZero, China Leasing Group, International Business Travel, TechnoPlaza, Медитек и тд.
— Узбекистан впервые проводит GEN. Вы ждёте потенциальных инвесторов?
Ассоциация Международного Бизнеса и Технологий существует в Узбекистане уже более 12 лет, мы объединили достаточно прогрессивную прослойку бизнесменов. Работая в этой среде, мы знаем все изъяны и недостатки. Когда начались перемены, я говорю про последний год, появилась новая кровь, были устранены технические препоны в виде конвертации, мы посчитали, что необходима авторитетная площадка, которая поможет Узбекистану наверстать упущенное: отношение к глобальным тенденциям, технологиям. Мы остановились на GEN (Global Entrepreneurship Network), потому что это одна из наиболее авторитетных площадок на сегодняшний день в мире.
Какие мы ставим перед собой цели. В первую очередь, это популяризация культуры предпринимательства. У нас с вами общее прошлое, на протяжении 70 лет у нас не было частной собственности и предпринимательства. Современная рыночная экономика у нас относительно короткое время существует, мы не имеем достаточного представления о том, как делать бизнес. Мы должны смотреть, что происходит в мире, изучать опыт Силиконовой долины, Сингапура, Индии, Китая. Глобализация бросает нам вызов в плане конкурентоспособности. Сейчас мы ждём диалог и контакты, надеемся, что узбекскому малому и среднему бизнесу помогут интегрироваться.
У наших соседей по постсоветскому пространсту: в Казахстане, Кыргызстане, России достаточно развита рыночная экономика. Они хорошо интегрируются между собой — есть отличные площадки, например, Всемирная Торговая организация, Евразийский экономический союз.
Узбекистан в этом плане отстал. Последние 10-15 лет очень мало происходит контактов на горизонтальном уровне, мы друг друга плохо знаем. А если бизнесмены не знают друг друга, нет личных контактов, соответственно, нет доверия и понимания, чем мы можем быть полезны.
Мы пригласили порядка 100 предпринимателей из стран СНГ. Наша практическая цель — это нетворкинг — общение бизнесменов между собой. У нас огромный потенциал, население 32 миллиона человек, исторически в Узбекистане живут достаточно предприимчивые люди. Поэтому мы хотим наладить как раз горизонтальные связи, чтобы все познакомились, поняли, что живут одинакомыми проблемами. Все возможности лежат на поверхности, главное их обнаружить, говорить об этом и наладить доверие.
— Что изменилось с новым президентом и валютной политикой? Какие возможности
для бизнеса открываются?
Узбекистан сейчас на слуху, о нас пишет и говорит западная пресса. Не так много на карте мира стран, которые могут сейчас предложить интегрироваться. Узбекистан сейчас устраняет всевозможные барьеры.
Например, исторически мы отлично работали с Турцией, турецкий бизнес был очень активен в Узбекистане: начиная от ресторанов и кафе, заканчивая торговлей и сроительством. Но потом произошла пауза. Турецким бизнесменам было очень сложно получить узбекскую визу, соответсвенно, строить бизнес в Узбекистане.
После последнего визита президента, была упрощена процедура получения визы. Если раньше на это требовались месяцы, то сейчас — 3 дня. Хотя мои коллеги получили визу за пару часов, причём не разовую, а годовую. То же самое будет происходить и с другими странами, которым Узбекистан интересен стратегически. Это, однозначно, Турция, Казахстан, Россия, Корея и Китай.
GEN даёт не просто общие идеи и вдохновения, здесь есть и техническая поддержка на уровне институциональной поддержки. В течение года происходит много других мероприятий, есть такой формат, как Startup Nation. Он проходит в этом году в Эстонии, там встречаются представители 70 стран, которые будут общаться на уровне институциональной поддержки. Следующее мероприятие будет проходить в Турции. Туда мы хотим уже пригласить на министерском уровне те ведомства, которые отвечают за развитие предпринимательства и экономики Узбекистана. Мы хотим серьёзно включить Узбекистан в диалог и изучать международный опыт.
— Вам интересен казахстанский путь построения экосистемы поддержки
предпринимательства. Как вы считаете, что у нас получилось, что ещё нет,
какие есть достижения, какие ошибки?
Есть региональные и международные площадки, где мы общаемся с нашими коллегами из Центральной Азии, Кавказа, Афганистана, Монголии. И этот вопрос всегда стоит на повестке. Кто в чём преуспел, кому и чему учиться друг у друга. Многие отмечают достоинства узбекского бизнеса. И в то же время говорят о достижениях казахского бизнеса. Я считаю, что в Казахстане более либеральная среда для ведения бизнеса.
Я понимаю, что заниматься предпринимательством в Казахстане намного проще, чем у нас с точки зрения регулирования и роли государства, конкурентности и присутствия международных игроков, таможенных ставок, пошлин и налогов.
Этому Узбекистану однозначно нужно учиться, потому что у нас делали ставку на активную роль государства, в то время, как рынок регулируется невидимой рукой — спросом и предложением. Чем больше государство вмешивается, тем делает хуже для бизнеса и экономики.
В то же время, Узбекистан более продвинулся в диверсифицированности экономики, у нас больше развито производство, начиная от текстиля, деревообработки. У нас исторически более оседлое население, поэтому у нас более развито ремесленничество и сельское хозяйство. Мы меньше зависим от углеводородов и газа. Поэтому Казахстану нужно больше развивать МСБ и диверсифицировать экономику.
— Еще пару лет назад в Узбекистане было много незанятых ниш и полное
отсутствие конкуренции. Что-то изменилось?
Открытость и конкуренция — это то, над чем нам надо работать. У нас долгое время был черный рынок валюты, и это дискриминировало экспортеров и многих игроков ставило в невыгодное положение по сравнению с глобальными игроками. Очень много предстоит сделать государству и правительству для открытия конкуренции. Я недавно был у вас в Астане на форуме коммерческой недвижимости. Выступали руководители торговых сетей, бизнес-центров и компаний по оказанию услуг, типа консалтинга и проектировки.
Я однозначно вижу перспективу для казахских компаний для приобретения недвижимости в Узбекистане. Раньше был барьер для иностранцев, сейчас он устранён. И в Ташкенте, и в областях нерезидентам сейчас можно приобретать недвижимость, строить и развивать бизнес и производство с целью капитализации. Коллеги из других стран говорят о том, что цены на недвижимость в Узбекистане низкие, потому что до этого наша страна так активно не участвовала в международной кооперации и бизнесе.
Говоря а возможностях, это сфера недвижимости, будь то бизнес-центры, рестораны, сфера услуг. Отдельно однозначно стоит отметить финансовый сектор. Это возможность для всех участников финансового сектора Казахстана, начиная от венчурных компаний, банков и инвестиционных игроков внедрять свой капитал. Поэтому казахстанские компании — финансовые игроки — могли бы сейчас поучаствовать именно в приобретение недвижимости, финансировании импорта, производства и сферы услуг.
— Если сфокусироваться конкретно на стартапах, какие из них в Узбекистане были бы интересны казахстанским инвесторам?
Когда я был в Алматы, я познакомился с Амирханом Омаровым, он провел меня по строящемуся coworking центру «SmArt.Point», я познакомился с вашими предпринимателями. Мы в неформальной беседе стали искать точки соприкосновения. Был один парень — основатель приложения по приобретению авиабилетов. Он меня спросил, а есть ли подобные услуги в Узбекистане. Нет. И это можно проецировать на любую сферу. Из-за того, что был барьер, мы не могли приобретать услуги за рубежом, все эти сферы, эти приложения не были развиты у нас. Всё, что сейчас происходит или потребляется в Казахстане или в России, может быть перенесено на Узбекистан. У нас тоже люди путешествуют, совершают онлайн покупки, приобретают услуги. То есть любой оффлайн бизнес нуждается в онлайн-инструментах для масштабирования.
Возьмём туризм. Узбекистан имеет большой туристический потенциал — Самарканд, Бухара, Хива и прочие наши города всегда пользовались популярностью. Но, начиная с аэропорта и заканчивая навигацией, приобретением каких-то услуг с помощью банковских карт, всё это не было возможно.
Сейчас же уже с трапа самолёта можно увидеть возможности для бизнеса. Продажа сим-карт, обмен валют, бронирование отелей и автомобилей, заказ еды — во всех сферах сплошные возможности. Главное, чтобы предприниматели смогли их монетизировать и предложить удобный сервис.
Сейчас в ходе недели будет происходить очень много сделок на уровне банальных и очевидных вещей, потому что реально Узбекистан может быть очень интересным рынком сбыта и сотрудничество для наших региональных друзей.
Ещё один пример. Недавно был казахстанско-узбекский бизнес форум. Мы пообщались с одним товарищем на тему, чем Узбекистан был бы интересен Казахстану. Почему казахские инвесторы и бизнесмены могли бы пойти на риск и сделать что-то у нас. Есть несколько причин. Первое, мы граничим, это вопрос коротких расстояний и контроля за инвестициями. Нам очень легко физически и ментально работать с соседями. Во-вторых, в Узбекистане огромный рынок сбыта. Мы сравнили ситуацию с машиной времени — Узбекистан отстал на несколько лет, те вещи, которые давно происходят в других странах, сейчас только приходят в нашу страну. Третье, у нас более или менее похожий менталитет: похожие имена, языки, мы можем друг друга понять. В инвестиционных вопросах культурные различия имеют очень большое значение. Например, с китайцем или британцем разговаривать гораздо сложнее, нет исторических объединяющих вещей.
— Возвращаясь к GEN. Как будет распланирована неделя и что будет обсуждаться?
Первый день будет посвящен обсуждению экосистемы предпринимательства в целом. Нам очень приятно видеть, как нас поддержало правительство, торгово-промышленная палата и Союз молодёжи — сейчас это еще один очень сильный орган, который является неправительственным, но учрежден по поручению президента. Вместе с ними мы будем выстраивать понятийный аппарат в плане того, как устойчиво развивать предпринимательство в стране.
Во второй день мы хотим говорить о стартапах. Мы понимаем, что пока ещё не всем понятно, как создавать стартапы, как находить деньги, как довести свою идею до реализации. У нас будут участвовать казахстанские, таджикские спикеры, приезжает мощный эксперт из Израиля — эта страна на первом месте по количеству создаваемых стартапов на душу населения.
В этот же день мы будем говорить о стартапах в конкретных индустриях. В частности, в туризме, в текстиле. Мы решили не пытаться повторять модель Силиконовой долины. Мы понимаем, что, если мы хотим, чтобы предпринимательство в Узбекистане развивалось, оно должно опираться на наши сильные стороны и на нашу реальную экономику.
Третий день мы решили посвятить уже развитому бизнесу — как сделать масштабирование, как привлекать таланты в организацию, как автоматизировать бизнес, как улучшать его эффективность.
Затем мы посвятим день региональным поездкам. Там будут мастер-классы от предпринимателей из Ташкента, Алматы, Астаны, Тель-Авива.
В четвёртый день мы будем говорить об инновациях, то, что сейчас называется Индустрия 4.0. — прототипирование, виртуальная реальность, блокчейн — новые тенденции, которые поменяют бизнес в 21 веке.
Затем мы будем говорить о женском предпринимательстве. Это очень важная тема. К сожалению, в наших странах с азиатской ментальностью женщинам в бизнесе сложно. У нас есть несколько активных девушек, которые будут рассказывать о своём опыте. Ну и последний день мы назвали днём инвестиций. Мы надеемся, что большие компании и финансовые игроки будут говорить о том, как зарабатывать деньги и как масштабировать свой бизнес.
— В Узбекистане впервые создается своя Силиконовая долина — Инновационный центр по поддержке разработки и внедрения информационных технологий Mirzo Ulugbek Innovation Center. Какие ожидания?
Ожидание шикарные, потому что уже принят закон, на основании которого участники резиденты этого инновационного центра практически освобождены от всех налогов.
Налоговая система — это еще одна вещь, которая сейчас активно обсуждается и реформируется экспертным сообществом, бизнесом, государством правительством. То, что в приоритетном порядке участники резиденты этого инновационного центра освобождены от налогов, конечно, делает эту сферу очень привлекательной.
Мы общались с руководителем белоруского инновационного центра, он был у нас в Ташкенте, участвовал в разработке этого законопроекта, мы опирались на белорусский опыт. Буквально лет 15 назад было сложно представить, что белорусы станут такими крутыми айтишниками, разработчиками, программистами.
Инновационный центр работает по принципу экстратерриториальности, то есть не обязательно находиться в каком-то здании, можно быть виртуальным резидентом центра, сидя где-нибудь в Бухаре. Это большое преимущество, молодые способные программисты не привязаны к месту.
— Алишер Усманов заявлял, что предполагает инвестировать в экономику Узбекистана. Рассчитывают ли стартаперы на эти деньги. И какие отрасли были бы интересны миллиардеру?
Это нужно спрашивать у самого Алишера Усманов. Понятно, что это всё на уровне каких-то симпатий и разговоров. Пока ничего конкретно анонсировано не было. У нас несколько таких милиардеров — Это и Алишер Усманов, и Патох Шодиев, и Искандер Махмудов. Конечно, хотелось бы, чтобы они поучаствовали, но у меня, к сожалению, нет конкретных данных. Но я думаю, что наше правительство имеет достаточно ресурсов. Узбекистан богатая страна в плане природных ресурсов и экономического потенциала, поэтому мы можем полагаться на собственные возможности.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)