Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
При взаимодействии, коммуникации с людьми нередко допускается излишняя физическая близость, которая обуславливается тем, что контактирующему неприятно, когда его касаются, но последний не говорит об этом, например, из-за вежливости.
В странах с недостаточно развитым менталитетом в отношении прав женщин допускается репродуктивное насилие, предполагающее социальное давление на женщин касаемо деторождения. Помимо вышеуказанного, люди могут проявлять со своей стороны любое насильственное физическое воздействие на окружающих. Сотрудники правоохранительных органов в разных государствах по сей день допускают в отношении заключенных, подозреваемых пытки.
В новом материале STEPPE разбирает, что такое право на личную неприкосновенность, в которое входит право распоряжаться своим телом свободно и по своему усмотрению, и почему всем следует уважать телесную неприкосновенность другого человека.
Для того, чтобы осознать значение слова, которое применяется во взаимодействиях между людьми, можно обратиться к толковым словарям.
Например, согласно толковому словарю Ожегова «неприкосновенный» означает «сохраняемый в целости, защищённый от всякого посягательства со стороны кого угодно. Приводится «неприкосновенность личности» (право гражданина на государственную охрану и защиту от противоправных посягательств на его личность).
Толковый словарь Даля содержит следующее значение: «неприкосновенный» — значит не прикасающийся, не трогающий чего;
Мы стыдимся нашего тела: 6 фактов о бодишейминге
Законодательство Республики Казахстан и международные договоры
Конституция Казахстан закрепляет право каждого на личную свободу. Достоинство человека неприкосновенно. Согласно Верховному Суду, под достоинством понимается внутренняя самооценка лицом собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. Можно предполагать, что уважение чужого тела и принятие своего тела также подпадает под понятие достоинства.
Уголовный кодекс, административный кодекс, а равно гражданский кодекс Казахстан содержат различные нормы, направленные на закрепление ответственности за нарушение чужой физической неприкосновенности, а также возмещение морального вреда. При этом законодательство РК не содержит в себе конкретной нормы, предполагающей ответственность за сексуальные домогательства, предполагающие не только психическое воздействие, но и физическое.
Например, людей, нарушающих половую неприкосновенность, физическую неприкосновенность привлекают к административной ответственности по статье «Мелкое хулиганство», несмотря на то, что в действиях правонарушителей можно так или иначе проследить если не насильственное склонение к половому сношению, но конкретное надругательство над физической неприкосновенностью.
Всеобщая декларация прав человека в статье 3 закрепляет право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность, а в статье 5 устанавливается, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Комитет по правам человека ООН в замечании общего порядка №35 утверждает, что под личной неприкосновенностью понимается свобода от причинения физических и психических повреждений, или физическая и психическая безопасность.
Государства должны надлежащим образом обеспечивать защиту и охрану граждан от физического, психического насилия, реагировать на насилие в отношении женщин, детей, в отношении лиц по признаку их сексуальной ориентации, пола или гендерной идентичности.
Почему нюдсы — новый безопасный и бесконтактный секс
Можно предположить, что изначально позиция «мое тело — мое дело» уходит корнями во времена феодализма, когда рабы старались противодействовать своим владельцам. В настоящее время данный лозунг применяется на феминистических собраниях, акциях, а также трансгуманистами. Несмотря на то что автономия тела в последнее время стала продвигаться непосредственно женщинами, это не исключает того, что данная позиция должна применяться ко всем людям исключительно.
Е.Л. Поцелуев и Е.С. Данилова в своей работе «Понятие и виды личностных (соматических) прав человека приводят: «Соматические права — это совокупность прав человека, предусматривающих признанную обществом и государством возможность свободно и ответственно принимать юридически значимые решения в отношении собственного тела при помощи достижений биологии, генетики, медицины и техники».
Лаврик М.А. в «Теории соматических прав человека» перечисляет примерные соматические права:
Право на смерть, эвтаназию. Предполагается, что каждый человек имеет право сознательно и добровольно в выбранный им момент времени уйти из жизни избранным и доступным ему способом;
Право человека на свои органы и ткани, трансплантация, донорство;
Сексуальные права. Утверждается, что половое и репродуктивное поведение у людей разделены, по сравнению с животными. Сексуальные права предполагают под собой право искать, получать и передавать информацию о сексуальности, сексуальное образование, свободный выбор сексуального партнера, возможность решать — быть сексуально активным или нет, свободно определять свою сексуальную ориентацию, самостоятельно решать вопрос о вступлении в брак, сексуальный контакт;
Репродуктивные права. Свободное решение человека в отношении аборта, стерилизации, контрацепции. Право на искусственное оплодотворение.
Право на перемену пола, подразумевающее не только гормональные изменения, но и конкретно фундаментальные половые, физиологические.
В развивающемся или развитом государстве и обществе поднимался и поднимается вопрос важности признания и утверждения автономии тела. Каждый человек с рождения, в силу своих убеждений, мировоззрения и желаний вправе обращаться со своим телом, как он посчитает нужным, будучи свободным от какого-либо давления извне.
Соматические права не подразумевают под собой то, что каждый человек обязан следовать тому, что ему предоставляется. Например, если у людей есть право менять пол, то это не означает, что теперь каждый по первой же мысли побежит это делать.
Права — это не обязательство, а возможность, которая должна защищаться как и государством, так и каждым человеком.
Принять и полюбить себя: истории людей, которые борются с избыточным весом
В рамках реализации своих соматических прав могут возникать различные движения, например, «Прочойс» и «Пролайф».
Движение «Прочойс» отстаивает право женщины совершать аборт без какого-либо вмешательства со стороны государства, общества и/или партнера. Это не означает, что люди не вольны выражать свою позицию, мнение по поводу рождения ребенка, особенно, если в данном вопросе участвует сексуальный партнер. Но решение должно оставаться за самой женщиной, а не в рамках законодательного закрепления, государственного решения, политики или семейного, репродуктивного насилия.
«Пролайф» прямо не противоречит движению «Прочойс», но выступает за ограничение или запрет абортов — это на практике может приводить к политике «двойных стандартов», когда со стороны государства аборты все еще разрешены, но морально человек отстаивает противоположную позицию и при этом пользуется возможностями абортов или сподвигает других на него.
Сторонники и сторонницы данного движения выступают за право эмбриона на жизнь с момента зачатия.
Что делать, если вам не нравится физическое воздействие ваших друзей, знакомых, родственников? Или что делать, если теперь вы сомневаетесь в нравственности своих действий?
Прислушиваться к окружающим и спрашивать
Помимо невербального общения, у людей есть словесная коммуникация.
Если вам захотелось обнять незнакомого человека, то можно спросить разрешения на то. В дальнейшем, при налаживании тесной коммуникации с человеком, можно также спросить о рамках дозволенного, чтобы при каждом взаимодействии не спрашивать того или иного разрешения.
Конечно, бывают случаи, когда близкий человек выражает протест на физические взаимодействия, несмотря на то, что на практике вы часто вступаете в физический контакт. В данном случае необходимо послушать человека и никаким образом не прикасаться. Даже если вы считаете, что лучшим будет все-таки нарушить неприкосновенность человека.
Вежливость, соответствие общественным нормам — это не деструктивно. Но может вредить вам личностно, морально, так как может мешать вам выстраивать свои личные границы. Если вы испытываете дискомфорт — это вредно. Попросите людей, с которыми у вас, по вашему мнению, не налажен контакт, которым вы не доверяете, не прикасаться к вам. Исходя из ответа вы можете уже решать, хотите ли вы дальше взаимодействовать с данными людьми или нет.
Ваша свобода и права заканчиваются там, где начинаются свобода и права другого человека. Предполагается, что это основа цивилизованного общества.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)