Music Unbound: расширяя границы музыки
Слово «инклюзия» все чаще стало звучать в казахстанском информационном поле. Для большинства людей это подразумевает...
YouTube — что каналы на нем, что зрительский интереc к нему — стал усиленно развиваться в Казахстане лишь последние несколько лет. Поэтому естественно, что в хит-параде собраны продукты за тот же срок.
Вкусовые особенности большинства смотрителей сервиса в нашей стране здесь также слепят своей очевидностью: львиную долю артистов составляют амбассадоры той-попа.
И третий момент: смотрят у нас музыкальную часть YouTube, в первую очередь, из-за бесплатного доступа к мелодиям и текстам, визуальная составляющая здесь на втором месте.
Потому что за полный доступ в Deezer, Spotify, Яндекс.Музыке и др. сервисах нужно платить, а подписки у казахстанских слушателей вызывают идиосинкразию. Для чарта взяты наибольшие цифры просмотров только с одного основного канала размещения того или иного видео.
Казахстанские певцы избегают политики в песнях. Кто отличался
Больше 166 миллионов просмотров у сегодняшего номера один, сделанного 25-летним алматинским клипмейкером Айсултаном Сеитовым. Клип является ступенью, предваряющей ту работу, что вы увидите здесь на второй позиции. Для съемок в «Лейле» пригласили актеров: аргентица Томаса Декурхеса и работающую в США итальянку Габриэлу Джардину. Съемки прошли в двух разных полушариях Земли: в Лос-Анджелесе и Алматы. Романтическое видео на песню вышло почти год спустя после релиза дебютного альбома «Если че, я Баха», куда она вошла. И то только после того, как появились чуть не сотни фанатских экранизаций трека.
Картина, нет правда картина, колоритная, пусть и написанная «поверх чужого портрета» (поклон Бекмамбетову)! Чего нельзя сказать, уж простите, о песне — обычная попса с опеваниями а-ля «восток — дело тонкое». А вот клип — это да, 153 миллиона просмотров с момента размещения. Снят фильм также Сеитовым, оставившим за плечами КТЛ и New York Film Academy. Актер Жандос Айбасов и модель Айя Шалкар смотрятся круче крутого в средневековых кочевничьих одеждах от кутюр, равно как и сам Бахтияр (Jah Khalib). Массовые сцены, красивая операторская работа (thanks to Азамат Дулатов), крепостная локация в нескольких часах езды от южной столицы на Или, построенная много лет назад для «Кочевников» и… выходит ролик, который считается самым дорогим в истории Казахстана.
Почти 134 миллиона просмотров у видеоварианта хита всех свадеб Казахстана на протяжении уже 5 лет. Родившаяся в семье партработника в актюбинской глубинке певица стартовала с соло-карьерой всего-то за год до появления этого клипа. Неплохой результат. Рассуждения о художественных особенностях казахского варианта песни Земфиры «Я искала тебя» о поисках любимого по городам и весям страны и ее экранизации, выполненной на фоне стандартных алматинских красот, оставим на ваш суд. Режиссер продукта — Тимур Дулатов, брат Азамата Дулатова, оператора данного видео.
Выпустившие эту песню недолго думали над названием своего проекта. Была когда-то группа «Азия» и была — «Baqay». Вот обьединились они и сделали пародию на креатив своих коллег Ерке Есмахан, Кентала, МC Сайлаубека, Ninety One, Торегали Тореали и прочих. Видео на хит в стиле «были люди в наше время, не то, что нынешнее племя» набрало более 104 миллионов просмотров за 3 года. Экранизировали работу музыкантов Торебек Бейсебаев (режиссер) и Дастан Молдабеков (оператор). Любопытно, что снятое год спустя тем же маэстро видео на другую композицию дуэта коллективов «Атың өшкір кредит» набрало чуть больше 8 млн. просмотров. Песня критиковала любовь наших соотечественников к кредитованию.
И снова он. 🙂 Это видео, несмотря на лишь годовое присутствие в сети, уже просмотрено 74 миллиона раз. Его в районе Кольсайских озер снимал Жандос Тунгышбаев, за камерой творил 36-летний оператор-постановщик Марат Сатыбалдиев. Последний также работал над видео “Сверчки” работающего в Москве казахстанского артиста ZOLOTO и несколькими клипами Элджея. Еще одна работа режисера Тунгышбаева в списке ниже.
Это самый смотрибельный из клипов Адиля — 59 миллионов просмотров. Получается, ему, в отличие от Азия & Baqay, прощают критику. Ведь песня и клип о другом казахстанском (и не только) грехе — почитании брендов. Может, просто слов не разобрали, как обычно? В клипе на не входящий в альбомы трек мелькают фейсы стэндапера Нурлана Сабурова, украинского рэпера T-Fest, россиянина Эндшпиля, казахстанских соратников Скрипа битмейкера 104 (Юрий Дробитько), рэпера Niman (Ануар Баймуратов) и др. Снималось все 3 года назад в Киеве.
Даже странно, что 33-летний туркестанский «шансонье» идет в списке только шестым. Он отстал от павлодарского рэпера примерно на 300 тысяч показов. Видео вышло под занавес 2017. По всем индикаторам (включая просмотры — 59 миллионов) ему, конечно, далеко до Есмахан и Khalib’а. Тем не менее, на тоях проделки парня занимают в плейлисте төр, самое почетное место. Песня продолжила шагать по жизни и реинкарнировала в виде саундтрека к картине Аскара Узабаева «Казбат» в 2019. Правда, посмотреть видео на ее акустическое солдатское воплощение, исполненное несколькими певцами, включая Кайрата, Акына и Торегали в YouTube сбежалось лишь 3 миллиона человек.
А здесь у нас 57 миллионов просмотров вирусного интернет-мема, созданного «по приколу». Авторы — комики коллектива Jokeasses, алматинцы, выходцы из КИМЭПа. Поющий в кадре бодипозитивный Жандос Тунгышбаев — один из участников коллектива, ныне продюсер и режиссер канала Oyu, где появляется масса интересных музыкальных видео в основном молодых и стильных казахских артистов. К слову, с битом им помог M’Dee. Кто снял? Да сами. Жандос, к примеру, режиссер клипа Jony “Комета” (23 млн. просмотров). Да и, напомню, номер 5 этого чарта — также его рук дело.
У клипов, занимающих с 9 по 12 места, много общего, поэтому о них скопом ниже.
Пути той-песни неисповедимы. По-Бродскому, «данная песня — не вопль отчаянья, это следствие одичания». Думаю, согласитесь, что таких и «музык», и «клипов» в Казахстане тьма тьмущая: набор шаблонов да трафаретов, что в словах, что в нотах. Потому миллионы людей выбирают именно их. Вроде и интерьерчик стильный подобрали, и природная локация не подкачала, а клип, все одно, как и сама песня, словно из репертуара Михаила Шуфутинского середины 90-х. Впрочем, заморачиваться не стоит. Как написала, одна из зрительниц-поклонниц подобного, «красивая песня, аж бабочки литают вокруг меня от счастья» (орфография сохранена). Видите, даже не в животе бабочки, а вокруг нее самой. Непонятно, правда, счастлива авторка строк или еёйные бабочки. Но это уже детали, а у нас на них внимание обращать не принято.
Полноценным клипом это не назовешь, скорее — ТикТок-развлечение, но именно оно набрало 46 миллионов просмотров. К слову, сказать у official lyric video на эту же песню — еще 67 миллионов. Нормально, да?! И это за неполных 2 года.
24-летний артист, может, звезд с неба и не хватает, но берет другим. Он честнее, не лицемерит, ближе к ровесникам и тем, кому сейчас 15. И пусть диапазон вокала у Мухамеда Ахметжанова, не как у Weeknd или, тем более, Тима Стормса (рекордсмен Гиннеса, диапазон 13 октав), но… стильный, современный, продвинутый, вперед смотрящий, полностью отвечающий запросам целевой. Молодой Казахстан можно увидеть и услышать именно у него.
Клипы собственного канала астанинские некогда просто юмористы, а теперь остросоциальные рэперы, делают своими руками. Этот — про нарко-парня с пятью тысячами тенге в кармане — сделал 27-летний таразец, фанат манги и штатный клипмейкер ИК Куаныш Бейсеков.
Работу, вместившую в себя отсылки к Д.Кунаеву и «Алаш орде», смотрели почти 45 миллионов раз. Но мрачновато-беспросветный клип не о наркотиках. В нем досталось и астанинскому проекту ЛРТ, и казахским властям, разбитым на голову ковидом 2 года назад. Выражаясь словами песни, «в Казахстане всего одна банда — это казахская пропаганда». Понять можно как угодно, но выражение точно для любого из смыслов. С этим не поспоришь.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)