5 новогодних подарков, которые понравятся детям (и не только им)
Помните, как в детстве мы с нетерпением ждали наступления Нового года, а потом спешили к елке, чтобы распаковать подарки? Мы...
Российские эксперты прокомментировали изменения в Казахстане в результате январских событий, обсудили возможность их повторения и влияние украинских событий на протестные настроения в стране.
«Возможен переход протестных настроений на новый уровень».
Недовольство в Казахстане все еще имеет место и будет сохраняться долгое время, так как структурные проблемы пока не решены — на это требуется время.
Возможен некоторый переход протестных действий на иной уровень, когда они перестают быть чем-то исключительным и закрепляются в общественных практиках, становясь новой нормой.
Элиты учатся и делают выводы. До январских событий многие эксперты не ожидали, что протесты приобретут такие масштабы, верили в силовые структуры. Действия некоторых представителей ведомств стали неожиданными, однако ошибки будут учтены властями.
Отслеживая уровень протестной активности, можно сказать, что взрыв произошел не с нуля. Активность граждан в публичном поле росла год от года, поскольку в Казахстане накапливались структурные глубинные проблемы, которые можно разделить на две составные части: социально-экономическую и политическую.
Январские события, несомненно, повлияли на положение дел. Исключать возможность новых протестов, включая большие акции, нельзя, но повторение январских событий с той же степенью радикализма в ближайшее время маловероятно.
Действительно, Токаев сейчас идет навстречу народу. В пиковый период кризиса — это абсолютно оправданные решения. Для любого правительства в подобных ситуациях разумно делать политические послабления, сбивать градус протестности. Небольшие уступки допустимы в будущем, чтобы поддерживать образ умеренного реформатора.
События в Украине не могут не сказаться на Казахстане. Здесь нужно учитывать две вещи.
Во-первых, глубокая экономическая связь Казахстана с Россией, в связи с чем санкции могут повлиять на объемы поставок в Казахстан (например, иномарки, собираемые в РФ).
Во-вторых, падение курса тенге к мировым валютам (доллар, евро). Это приводит к тому, что импорт для казахстанцев становится дороже.
С другой стороны, в данной ситуации Казахстан может быть проводником для продукции зарубежных компаний в Россию и, наоборот, — российских зарубеж. Это один из способов обойти санкции, на котором Казахстан сможет зарабатывать (например, на транзитных авиарейсах).
«Повториться события могут в любой момент».
В ходе обращения к народу Касым-Жомарт Токаев заявил, что все требования граждан, которые были выражены мирным методом, были услышаны.
Действительно, президент удовлетворил часть требований митингующих, но говорить, что январские события послужили отправной точкой на пути к модернизации или реформам, нельзя.
Так же как и говорить, что Казахстан порвал со своим авторитарным прошлым. Произошла всего лишь смена власти, ситуация остается прежней.
Все сводится к словам, диалог с народом все так и не выстроен.
Положение дел в стране, несмотря на заявленные реформы, все еще нестабильное. Недовольство общественности все еще имеет место, поэтому вероятность повторения событий сохраняется. И повториться события могут в любой момент, так как основные противоречия, а именно противостояние кланов, рост национализма, ксенофобия, в ближайшей перспективе разрешены не будут. Другое дело, как власть к ним подготовится.
«К повторению январских событий может привести любое неловкое движение власти».
Январские события не послужили толчком к реформам, скорее, в данном случае произошла демократическая процедура, не связанная с демократическим транзитом.
По некоторым внешним признакам можно характеризовать действия Токаева как попытку изменить договоренности о передаче власти и ее принципах от Назарбаева. Маловероятно, что это дает возможность для демократических реформ.
Сегодня речь идет о временных уступках до момента, пока Токаев не укрепит режим личной власти. И на авторитете Токаева скажется то, как он будет расследовать январские события, и как будет реагировать на критику.
На сегодняшнем этапе протесты продолжаются и к повторению январских событий может привести любое неловкое движение власти или инцидент с протестующими.
Если говорить о вероятности обращения к ОДКБ вновь, то стоит отметить, что организация продемонстрировала свою скорость в принятии решения. Вопрос состоит в том, чем Токаев будет платить за эту скорость, как казахстанская элита посмотрит на такого рода практику.
«Политизация общества настолько велика, что каждое действие Токаева будет рассматриваться под лупой».
Пока рано говорить о том послужили ли январские события толчком к реформам. Не всегда смена людей во власти приводит к смене парадигмы во власти. Мы имеем такие примеры на постсоветском пространстве.
Это и Азербайджан, где один Алиев сменил другого. И Туркменистан, где Ниязов был сменен Бердымухамедовым.
Главное – существующие политические институты и их соответствие демократическим принципам.
Стоит обратить внимание, что каждое новое поколение политиков привносит поколенческим подходом что-то новое.
Назарбаев и Токаев — люди совершенно разных политических и поколенческих полюсов. Поэтому несомненно какие-то изменения будут.
Сегодняшние шаги Токаева скорее тактические, чем стратегические. Ему выгоднее пойти навстречу протестующим. Для того, чтобы закрепить успех той тихой революции, которая прошла в Казахстане, нужно институционализировать многие аспекты, сделать гораздо более сбалансированную политическую систему.
Рассматривая возможность повторения январских событий, самое главное — будут ли сняты фундаментальные проблемы: социально-экономическая дифференциация общества, коррупция сопровождающая любой авторитарный режим.
Украинские события вызывают опасения в Казахстане. Они во многом оправданы. Мы все знаем, что в России имеются желания по поводу некоторых территорий северного Казахстана. Поэтому и внешнеполитическое напряжение тоже сказывается. Все смотрят на то, как Токаев сможет здесь лавировать.
Здесь мы, с одной стороны, имеем необходимость не испортить отношения с Россией, с другой — не попасть «в размен», где Россия пытается найти хоть каких-нибудь союзников (будь то формат ОДКБ или неприсоединение к санкциям).
События в Украине могут сказаться на протестных настроениях в Казахстане в ключе националистических. Некая мера самозащитной реакции, которая находится в народном сознании и выражается в политике.
В Украине масштабы были изначально преувеличены российской пропагандой для обоснования военного вторжения. В Казахстане я не думаю, что в принципе националистические настроения высоки, но они могут нарастать по мере того, как угрозы из соседнего государства будут оцениваться как реалистичные.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)