Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
Первым казахстанским реалити-шоу стало музыкальное шоу SuperStar KZ, созданное по формату британского Pop Idol и отдаленно похожее на российскую «Фабрику звезд». С 2003 по 2007 годы талантливые певцы со всего Казахстана боролись не только за внимание жюри, но и за любовь зрителей.
Шоу транслировалось по «Первому каналу Евразия» в субботние вечера. Еженедельно на основе голосования из шоу выбывал один участник. Мы не нашли точных цифр о рейтингах телешоу, но до сих пор в материалах о бывших участниках SuperStar KZ говорится о высоких рейтингах и большом зрительском интересе. Стоит заметить, что этот проект не укладывается в привычное представление о том, каким должно быть реалити-шоу: зрители не могли всесторонне наблюдать за частной жизнью участников, как в том же «Дом-2».
«Сложно говорить о том, нужны ли реалити-шоу казахстанскому ТВ, потому что это проблема, существующая в плоскости зрительского спроса, а не мнений медиакритиков. Но могу сказать, что «чуждыми» они точно не могут быть: наше ТВ по большей части состоит из зарубежных форматов, реалити-шоу здесь не исключение. А в целом я за то, чтобы телевидение развивалось по законам рынка и зритель сам решал — нужен ли ему тот или иной продукт», — подчеркнул медиакритик Сергей Ким.
Он не согласился с тем, что реалити-шоу нацелены исключительно на молодежную аудиторию. Этот стереотип сложился в сознании людей после успеха «Дома-2», который создавался для молодых телезрителей. Однако Сергей напомнил, что как минимум два отечественных реалити-шоу — «Вторжение» на КТК и Terra Vita на Первом канале «Евразия» — создавались для широкой аудитории.
«В нашей стране реалити-шоу, конечно, часто производятся для молодежи. Возможно, это связано с тем, что представители молодого поколения более охотно откликаются на эксперименты с реальными людьми в искусственных условиях. Сказывается ли здесь нормальная любознательность живого существа, познающего мир? Возможно. Впрочем, вспоминается шоу «Дом-Весы», которое выходило когда-то на 31 канале. Я не знаком с возрастным срезом аудитории этого проекта, но не исключаю, что его смотрели зрители и постарше», — сказал он.
В 2019 году Salem social media запустили на YouTube реалити-шоу под названием «Нестеватр» — упрощенная фраза «не iстеп отыр?». Две недели парень и девушка, находясь в стеклянных комнатах, выполняли задания и набирали «лайки» зрителей. Победитель получал миллион тенге.
Источниками вдохновения для создателей «Нестеватр», скорее всего, служили голландский «Большой Брат» и российское шоу «За стеклом». Сергей Ким напомнил о том, что в истории казахстанских реалити было похожее шоу — в 2014 году на 31 канале показывали «Дом-Весы», в котором участники жили в прозрачном доме и худели под взорами зрителей и прохожих.
В Salem social media нам рассказали, что в 2019 году медиакомпания экспериментировала с разными форматами и искала свою нишу в производстве видеоконтента в интернете. Так команда Salem создавала развлекательные шоу, документальные короткие метры, вечерние шоу, пранки и многое другое. Они изучали ближайшие рынки и анализировали, что пользуется популярностью, а что — нет.
«Мы поняли, что у людей есть особенность в социальных инстинктах. Этот инстинкт работает в интернете и сейчас: людям интересно «подглядывать» за чужой жизнью, чтобы получить дополнительный жизненный опыт. Так мы обратили внимание на создание реалити-шоу. При реализации этих шоу-экспериментов мы задались главным вопросом: насколько зрители способны проявить участие к людям по другую сторону монитора», — объяснил гендиректор Salem social media Рустам Юсупов.
С разной периодичностью компания запустила сразу три проекта: Nestevatr, Qarashyq и Ауылдың EagleZ. За их участниками любой желающий мог наблюдать 24/7, а также управлять развитием сюжета.
Эти реалити-шоу создавались под разные целевые аудитории. Так, Qarashyq был рассчитан на мужскую аудиторию. Участник шоу должен был за ограниченное количество дней выбраться из черной комнаты, пройдя полноценный квест. В определенное время зрители могли помогать участнику и ускорить процесс прохождения всех испытаний.
Ауылдың EagleZ пользовался популярностью у фанатов Ninety One — преимущественно среди зрительниц в возрасте от 13 до 18 лет. Главными героинями шоу были девушки из казахстанской глубинки. Они приехали в большой город ради встречи с любимыми артистами — группой Ninety One. Девушки должны были выжить в городе, самостоятельно добывая еду, деньги и жилье. Однако самый большой охват и резонанс получил проект Nestevatr.
«На примере реалити-шоу, которые реализовывал Salem, мы заметили одну особенность: люди в офлайн-среде более отзывчивые и сопереживающие. То есть первичная инициатива зрителя возникала сначала в реальной жизни. Около домика участников Nestevatr собирались целые фан-клубы, которые поддерживали ребят. Возможно, во время и в период после карантина реалити-шоу такого рода воспринимались бы зрителям совершенно по-иному», — добавил Рустам.
Мы попросили психолога Оксану Гулак прокомментировать первую серию «Нестеватр», и первое, что она отметила — реалити-шоу вызывает интерес у зрителя.
«В этом реалити-шоу не нужно уметь что-то — важно любить показывать себя публике. Здесь много того, что мы в психоанализе называем нарциссическим удовлетворением. Это реалити-шоу очень открыто демонстрирует, как хочется одобрения и подтверждения того, что «я чего-то стою», «я достоин», «я хороший»», — подчеркнула психолог.
При этом, по её словам, нарциссизм — очень важное качество, потому что оно дает человеку возможность уважать, любить самого себя. Оно во многом движет человеческой жизнью, подталкивает к действиям. Но бывают и патологические проблемы с нарциссизмом, когда человек внутри очень недоволен собой, если упрощать — чувствует себя плохим, некрасивым и так далее. В таких случаях становится важным это чувство уязвимости компенсировать через медали и награды, чтобы поддержать свою самооценку. Оксане шоу «Нестеватр» показалось своеобразным призывом получить награды. Но при этом реалити ничего не говорит об участниках как о людях, оно скорее про конкуренцию и внешнюю соревновательность.
«Единственное, что мне понравилось в этом реалити-шоу — в нем участвовала девушка. Когда на публике появляется парень, для казахстанского общества это вполне привычно. Но когда выходит девушка, её участие чувствуется как вызов, и мне это нравится в плане гендерного равенства. Я не смотрела конечные результаты, но мне подумалось, что у парня будут более высокие баллы, нежели у девушки. Думаю, это реалити поднимает вопросы, как чувствует себя девушка или женщина у нас в обществе, и может ли она бросить такой вызов», — сказала психолог.
От себя добавим, что в итоге в «Нестеватр» победили оба участника, что вполне укладывается в желание Оксаны Гулак увидеть гендерное равенство на экране.
Реалити-шоу «Қалаулым» транслировалось на «Первом канале «Евразия» с августа 2017 года. Каждый будний день в течение примерно трех часов зрители наблюдали симбиоз «Дома-2» и «Давай поженимся». Так как реалити-шоу идет днем в будний день, его основная целевая аудитория — домохозяйки и люди пенсионного возраста. Но в интернете шоу можно посмотреть в любой момент и сейчас на YouTube-канал шоу, переименованного в «Бір болайық», подписано 1,21 млн подписчиков, а в общем выпуски набрали 517 219 194 просмотра.
Прямую трансляцию новых выпусков на YouTube смотрят в среднем 19 тыс. человек. Так как сейчас реалити-шоу идет на канале НТК, мы можем узнать его продолжительность с помощью телепрограммы. «Бір болайық» начинается в 14:30, а в 18:30 его сменяет «РЕВЮ»: шоу никак нельзя назвать непродолжительным, и чтобы смотреть его каждый день, нужны не только интерес и терпение, но и масса свободного времени.
По правилам шоу, участники знакомятся друг с другом и общаются. Если симпатия окажется взаимной, молодые люди начинают встречаться, о чем постоянно рассказывают как на самом шоу, так и в социальных сетях. Разумеется, в шоу продвигаются идеи традиционной семьи, осуждается сожительство, нетрадиционная сексуальная ориентация и желание женщин быть независимыми.
Так, экс-участница шоу Жанар Мурзабекова рассказала о том, что к ней плохо относились из-за статуса «разведена». Как писала Назира Даримбет, в «Қалаулым» часто транслируется определенное мнение в отношении разведенных женщин в духе «как вам не стыдно сюда приходить в таком возрасте и с таким багажом?».
Жанар вспоминала, что на шоу ей часто говорили, что она виновата в разводе и сравнивали разведенных женщин с «надкушенным яблоком». Жанар заявила, что после шоу её узнавали в общественных местах и это внимание далеко не всегда оказывалось позитивным — её не раз оскорбляли, отказывались обслуживать.
«… там (на реалити-шоу — прим. ред.) невозможно не быть стервой, там надо себя защищать. И так многие участники проекта отстаивают свою точку зрения. Но кому нужна правда? Она у всех своя», — говорила девушка.
Еще одна «фишка» шоу — выяснение, насколько «чиста кровь» участников. Они без всякого стеснения спрашивают друг у друга, к какому роду кто относится, и безапелляционно заявляют, какие из них лучше, какие хуже.
Например, один из участников обратился к своему оппоненту в вопросе сожительства так: «Эй, руың қандай?». И после начал рассуждать о преимуществах рода аргын. Как сказал этот молодой человек: «Всегда хотел жениться на аргынке, потому что только они из всех казахов из Среднего жуза сохранили чистоту крови».
Этот же участник заявлял, что никакого равноправия между мужчиной и женщиной быть не может, потому что «даже самая умная женщина всё равно стоит на ступень ниже мужчины». И напоследок он обратился к женщинам в студии: «Когда говорят мужчины, вы лучше не вмешивайтесь!».
Интересно, что шоу, которое вроде бы должно пропагандировать любовь, мир и уважительное отношение людей друг к другу, стало площадкой для высказывания устаревших мнений, откровенно женоненавистнических установок, обсценной лексики и даже драк.
Например, на шоу пропагандируется токсичная маскулинность и участники «Қалаулым» точно знают, как себя должен вести «настоящий мужчина», а роль женщины — быть послушной келин, носить платок и не перечить своему мужу.
Гомосексуальность, по мнению участников, это «болезнь» и «недуг современного общества», с которым нужно бороться, а «такие люди» не должны демонстрировать свою сексуальную принадлежность.
Неудивительно, что реалити-шоу «Қалаулым» подверглось жесткой критике. В 2017 году блогер и юрист Айгул Орынбек обратилась к тогда еще министру информации и общественного развития Даурену Абаеву с предложением закрыть программу.
Блогер сказала, что истоки этого явления следует искать в Турции, где шоу, подобное «Қалаулым», запретили и признали противоречащим национальной культуре. В ответ министр заявил, что государство не может вмешиваться во внутреннюю политику телеканалов, тем более если шоу такое рейтинговое. В то же время Абаев согласился с Орынбек, что телепередачи должны развивать и воспитывать население, с чем «Қалаулым», по мнению блогера, не справляется.
Видеоблогер Нагимуша на своем YouTube-канале в 2017 году опубликовала видео, в котором сделала обзор на один выпуск шоу.
«Дешевая версия российского «Дома-2″, которую делали криворукие люди. Все это телешоу — вранье и постановка», — таков вердикт блогера.
Еще один блогер — JURTTYŃ BALASY — не менее критично отнесся к реалити-шоу, отметив при этом его непривычный формат.
«Такие передачи не должны существовать и должны быть истреблены. Мало того, что они обманывают народ «честностью» происходящего, так еще они умудрились соединить несоединимое!», — сказал видеоблогер.
Однако в 2018 году в интервью Gakku TV «Если честно» ведущая реалити-шоу на тот момент Аша Матай выступила в защиту «Қалаулым». По её словам, ценность передачи заключается в том, что она позволяет создавать крепкие семьи, а феномен популярности шоу нужно искать в честности участников.
«У нас реальные люди, не актеры. Мы даем им площадку для знакомства. Есть такие, которые любят ругаться, драться, здесь никто не играет свою роль. У нас 25 участников, иногда очень сложно с ними справиться: каждый высказывает свое мнение. Даже у меня нет сценария, просто голый скелет», — рассказала Матай.
Оксана Гулак, психолог:
Цирки были всегда и реалити-шоу — это нечто похожее на цирк или зоопарк. Людям всегда было любопытно узнать, что делают другие, что у них происходит в интимной жизни. Эти интерес и любопытство понятны: они существуют очень давно и будут существовать дальше. Поэтому реалити-шоу — вполне закономерно явление: сначала у нас были цирки и зоопарки, а теперь — реалити-шоу.
Если смотреть на интерес к реалити-шоу с точки зрения психоанализа, то сначала мы должны отправиться в детство и найти там первые истоки любопытства к тому, что происходит за закрытыми дверями. А первые закрытые двери в жизни любого ребенка — это родительская спальня. И ребенку с трех лет любопытно, а что же мама и папа вдвоем делают. Очень важно, что двери родительской спальни закрыты, и интимная жизнь родителей никогда не становится достоянием детей. Но у них развиваются свои фантазии об этом — иногда осознанные, иногда нет. Поэтому, я думаю, истоки интереса к тому, что происходит за закрытыми дверями в жизни других, лежат как раз в нашем детстве — нам всегда это было любопытно. А интимная, закрытая жизнь всегда представляет тайну, которую всегда хочется узнать.
Мне кажется, что реалити-шоу — очень яркая демонстрация того, как много в человеке существует любопытства. По сути это очень хорошая черта — стремление узнать, что же стоит за тем, что ты не видишь. И это любопытство — яркое проявление жизненной энергии, которая помогает нам жить и двигаться дальше. Реалити-шоу так или иначе удовлетворяют искусственным образом эти интересы. Поэтому я бы не путала их с реальностью: думаю, что ни в одном реалити-шоу человек не может быть до конца настолько естественным, как если бы он находился у себя дома. И в реалити очень просто показать то, что люди хотят увидеть.
По поводу вуайеризма: в реалити-шоу есть две стороны — тот, кто хочет показать себя, свои интимные отношения и жизнь. И тот, кто хочет это увидеть. Тут, я думаю, есть граница, где начинается вуайеризм — потому что вуайеризм, говоря терминами — это перверсия. Перверсия — отклонение сексуального желания и сексуального акта от генитальной разрядки. И мы говорим про перверсию, вуайеризм тогда, когда они начинают максимально доминировать в сексуальной жизни человека.
Возможно, для некоторых людей просмотр реалити-шоу становится подменой жизни. Тогда можно говорить про патологическое подглядывание, которое лишает человека реальной жизни. И есть грань между нормальным, естественным желанием узнать, что же происходит на экране у других людей и тем любопытством, которое подчиняет себе большую часть жизни человека, лишает его собственных личных отношений. В целом, вуайеризм — это подмена близких, интимных, сексуальных отношений. В этом плане, я думаю, что реалити-шоу — это тоже некоторая подмена того, что происходит в реальной жизни.
Для тех людей, кто принимает участие в реалити-шоу, важно бросить вызов себе. Здесь очень много нарциссического, понятного желания быть увиденными. Наша психика так устроена, что мы чувствуем, что живем, когда отражаемся в глазах других.
И может быть, те люди, которые любят участвовать в реалити-шоу, ищут ответ на незакрытый вопрос — «я есть или я могу существовать, когда есть глаза, которые на меня смотрят?». И в этом плане немного грустно, что нужно так много внешних глаз, которые подтвердят: ты красивая или красивый, ты умная или умный. Мне кажется, что реалити-шоу — это гиперболизированная, немного исковерканная версия ожидания и желания, чтобы один признал факт того, что другой существует.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)