Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
XX век ознаменовался одним из самых значительных культурных событий — возникновением сюрреализма во Франции после Первой мировой войны.
Основоположником сюрреализма считается французский поэт Андре Бретон. Изучая медицину и психиатрию, хорошо разбираясь в психоаналитических трудах Зигмунда Фрейда, он заинтересовался идеей о том, что бессознательное состояние человека может являться источником творчества.
Сюрреализм был представлен как революционное движение, способное освободить умы масс от рационального строя общества.
Таким образом, следом за поэтом сюрреалисты начали изображать тайные мысли, желания и страхи, бессознательные фантазии, детские и любовные воспоминания и сны. Сюрреалисты пытались создать некую высшую реальность, которую им подсказывало подсознание.
«Сюрреализм, как и многие другие явления культуры 20 века, полноценно пришёл в Казахстан только после распада СССР. Всё, что было связано с сюрреализмом (и не только) в неофициальной культуре стало доступно, появились переводы, вышла большая переводная антология французского сюрреализма. Но не будем забывать, что это 1990-е годы, то есть близкое знакомство с явлением происходит более, чем через полвека после написания манифеста сюрреализма Андре Бретоном (1924). Поэтому говорить о сюрреализме как таковом в казахстанской поэзии ли, искусстве вообще, весьма затруднительно, скорее, мы можем говорить о влиянии сюрреализма, о влиянии метода, об использовании автоматического письма, но никак не о группе авторов или даже отдельных авторах-сюрреалистах», — считает главный редактор FactCheck.kz и руководитель семинара поэзии в Открытой Литературной Школе Алматы Павел Банников.
По словам Павла, в конце 1990-х-середине 2000-х у таких авторов, как Канат Омар, Марат Исенов, отчасти — у Айгерим Тажи, Ивана Бекетова, в прозе Ильи Одегова, Ольги Марк, Анны Рогожниковой, Елены Терских, особенно — в прозе Аслана Жаксылыкова наблюдалось сюрреалистическое влияние. В целом, это круг авторов, связанных с журналом «Аполлинарий», который выходил в Алматы с середины 1990-х по 2009 год.
С середины 2000-х это влияние по разным причинам ослабевает: кто-то уходит в сторону неомодерна, объективизма, кто-то — к концептуализму, псевдопримитивизму. На поле выходят авторы, для которых всё, что было недоступно или находилось под прямым запретом в СССР, было частью круга чтения и культурного образования.
«Следы сюрреализма можно и обнаружить сейчас, но уже совершенно в другом контексте. Для многих авторов — это часть метода. Сюрреализм породил множество практик, несводимых ни к манифесту Бретона, ни к текстам французского периода существования направления. Среди тех, кому метод более близок, можно назвать два поэтических имени — Ануар Дуйсенбинов и Алексей Швабауэр. Однако, они не являются сюрреалистами в понимании Андре Бретона», — говорит Павел.
Исследовательница Аружан Елгондинова считает, что в поэзии сюрреализм — это быстрая запись первых пришедших в голову слов, обрывков речи, спонтанность и непредсказуемость, которая зачастую делает текст не просто трудным для восприятия, но и нечитаемым. Такие стихотворения рождаются только тогда, когда человек входит в состояние глубокого транса.
Девушка рассказала нам о своей бабушке — поэтессе-сюрреалистке Заиде Елгондиновой. Она многие годы работала журналистом, а в 2017 году, после участия в телепередаче «Дара жол», в творчестве Заиды появилось абсолютно новое направление. По словам Аружан, у поэтессы произошла трансформация сознания.
Так, за четыре года непрерывной работы она написала более трех миллионов слов в стихах и выпустила 13 поэтических и прозаических сборников.
Как рассказывает Аружан, к бабушке сначала приходит мелодия, а после этого она начинает писать стихи. Женщина входит в состояние транса и ощущает себя так, будто оказалась на необитаемом острове, где есть только ее мечты, воображение и вдохновение.
«Адам и Ева»
Как говорит исследовательница, сюрреализм невозможно просто понять — для этого необходимо включить воображение. В нем не ощущаются границы, он сверхреален и не подчиняется законам времени.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)