Music Unbound: расширяя границы музыки
Слово «инклюзия» все чаще стало звучать в казахстанском информационном поле. Для большинства людей это подразумевает...
В 2018 году Казахстан дебютировал на Детском Евровидении — ежегодном телевизионном конкурсе, в котором участвуют представители стран-членов Европейского вещательного союза. Страну представила Данэлия Тулешова, которая заняла шестое место среди 20 конкурсантов. А в 2019 году обладателем второго места конкурса стал Ержан Максим.
26 сентября завершился отборочный этап детского Евровидения-2020 в Казахстане, победителем которого стала Каракат Башанова. Junior Eurovision Song Contest пройдёт 29 ноября в Варшаве.
Мы поговорили с композитором Эдуардом Бергалиевым, автором таких хитов как «Танец под дождём», «По берегу», «Мелодия любви», проследили эволюцию жанра детской музыки в Казахстане и обсудили проблемы развития этой сферы.
В эпоху советского союза я был ребёнком, и до сих пор в моей памяти остались те детские произведения, которые звучали по всему Советскому Союзу.
Тогда было очень много детской музыки: она звучала с грамм пластинок из окон домов, транслировалась по радио и телевидению во время любых государственных праздников. Все детские художественные фильмы сопровождались красивыми песнями. Говоря современным термином, они стали шлягерами и исполняются по сей день.
В школе мне очень нравилось участвовать в музыкальных конкурсах, независимо от тематики — пионерские песни, гимны о комсомоле, военные композиции. На такого рода мероприятиях исполнялись песни мэтров эстрады, состоящих в союзе композиторов. Этой чести удостаивались не все композиторы.
Что касается моего творческого начала, которое пришлось на развал СССР, я чувствовал безысходность. Дорога к реализации авторского потенциала композитора, не имеющего музыкального образования, была закрыта.
Сегодня времена изменились. Детская музыка, на мой взгляд, стала намного разнообразней в отношении саунда, аранжировки, жанров и стилистики вокала. Среди музыкантов появилась конкуренция и возможность реализации творчества как во взрослой, так и в детской музыке.
Детям доступны многие ресурсы для развития музыкального творчества: детские музыкальные школы для всех возрастов, студии, педагоги, свободное цифровое музыкальное пространство, различные музыкальные мероприятия, конкурсы. Уровень детской музыки сегодня достаточно высокий.
Дети тянутся не только к исполнению академической и фольклорной музыки, но и проявляют интерес к современной мировой эстраде, к её трендам, направлениям, стилям. Блистательные выступления наших звёздочек Данелии, Ержана на мировых сценах и их признания зарубежной общественностью тому пример.
Чтобы писать песни для детей, нужен особый подход. Стоит учитывать возраст, характер, вокальные способности, предпочтения детей музыкальным стилям и трендам.
Для меня первостепенно, чтобы детская мелодия была красива и органична по возрасту. Она не должна быть технически сложной, а легко воспроизводимой и запоминаемой.
- Республиканский конкурс молодых исполнителей «Жас канат»
- Музыкальный конкурс «Аялаған Астана»
- Национальные молодёжные дельфийские игры
- Вокальный фестиваль «Бақытты бала»
- «Голос Казахстана. Дети»
- Международный детский, юношеский и взрослый конкурс искусств «Жас Дарын»
Детские музыкальные конкурсы разнообразны и проводятся на многих уровнях, начиная от школьных, республиканских до международных. Самым важным конкурсом я считаю Детское Евровидение.
Победительница Национального отбора в этом году и представит нашу страну в Польше. Для имиджа Казахстана участие в Евровидении — это прорыв. В течение двух лет с начала резонансного участия наших детей в данном конкурсе, вся Европа заговорила о талантливом поколении нашей страны. У детей расширились горизонты, укрепилась мотивация побеждать, заявлять о себе по всему миру.
На конкурсе сфокусирована деятельность лучших профессионалов своего дела: композиторы, текстовики, аранжировщики, педагоги, звукорежиссёры, постановщики стилисты, хореографы, операторы и др.
Наряду с успехами, есть множество пунктов, на которые стоит обратить пристальное внимание для развития детской музыки в нашей стране.
Неравенство возможностей. В глубинках страны очень много талантливых детей, которые не имеют возможности получить музыкальное образование и заявить о себе в силу недостатка, а порой отсутствия материально-технической базы и педагогов в местах проживания. Учителя музыки предпочитают оставаться в больших городах, где есть больше возможности на заработок. Без поддержки государства этот вопрос сложно решить.
Музыкальное образование. Зачастую подготовленность педагогов основана на академическом или народном образовании, но сейчас, чтобы быть конкурентоспособными, одних фундаментальных дисциплин недостаточно. Нужно быть валидным во времени и практиковать системы обучения, используемые в эстрадном музыкальном мире.
Организация конкурсов. Важно, чтобы конкурсы были последовательными, систематизированными между собой. К примеру, ребёнок победивший на городском конкурсе эстрадного вокала, должен иметь возможность попасть на областной конкурс и ясно видеть перспективу своего роста, ощущать заботу государства в его продвижении как технически, так и материально.
Поддержка со стороны государства. Здесь очень важно, чтобы призёры республиканского масштаба, поощрялись не только грамотами, но и более существенным образом. Например, грантами на совершенствование образования, оттачивание мастерства, как в республиканских учреждениях, так и в международных учебных заведениях. Очень важно не только выявлять талантов, но и развивать их профессионально.
Отсутствие единой площадки. Необходимо организовать единую государственную цифровую платформу, на которой бы дети всей страны могли бы размещать авторский музыкальный контент. Таким образом, они смогут заявить о своей музыкальной индивидуальности.
Это было бы также полезно для выявления одарённых детей государственными и частными музыкальными учреждениями, а также общественностью. Иными словами, детей нужно поддерживать на уровне государства, это инвестиция в будущее нашей страны.
На мой взгляд, в детстве музыка сильно влияет на человека и его характер. Главным образом, у ребёнка воспитывается вкус к культуре. Причастность к музыке одухотворяет жизнь человека и формирует индивидуальный жизненный стиль во всём. Ведь в любых состояниях души мы всегда тесно связаны с музыкой.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)