«Каждый может зарабатывать на своем увлечении»: основатель киберспортивного стартапа ON esports Елнур Какимжанов об условиях и перспективах для игроков

13 минут STEPPE
Альтернативный текст

ON esports — киберспортивная платформа для поиска сокомандников, организации матчей и общения, где каждый игрок сможет найти партнеров для игры и получить вознаграждения за победы или вклад в сообщество. Редакция Степи поговорила с основателем казахстанского стартапа Елнуром Какимжановым о преимуществах проекта, мире киберспорта, нюансах и причинах закрытия организации ON gaming по Counter Strike.


— Почему вы выбрали киберспорт?

— Киберспорт как индустрия — это что-то новое, но как феномен он существует давно. Все началось с талантливых игроков, которые стали легендами местных компьютерных клубов. Первые казахстанские звезды, такие как Хоббит и Адрен, получили свое первое признание именно так, играя в компьютерных клубах, пока толпы следили за этим. Это уникально и захватывающе. 

Мне всегда хотелось быть частью чего-то, что развилось до таких масштабов из искренней страсти и маленьких начинаний. Мы надеемся стать уникальным и технологически продвинутым решением в киберспорте. У нас есть все необходимое для этого. Это все сводится к большому количеству людей, которые искренне преданы своему увлечению. 

Если мы поможем хотя бы некоторым людям самореализоваться и доказать, что, следуя своему увлечению и любимому делу, можно добиться успеха, то это станет нашей глобальной победой.

— Расскажите о вашем новом стартапе?

— Все начинается с увлечения и страсти. Продукт ON esports — это результат нашего сочувствия людям, которые отказались преследовать свое любимое дело. Мы хотим создать свою утопию в мире киберспорта, где можно зарабатывать, самореализовываться и получать признание. Этим занимаюсь я, мой гениальный бизнес-партнер, СТО проекта Леша и наша команда. 

Что, если киберспорт станет доступным для всех? Что, если каждый сможет зарабатывать на своем увлечении? Мы ищем ответы на эти вопросы через наш стартап ON esports.

Мы переосмысливаем киберспортивную модель и изобретаем решения проблем, препятствующих игрокам получать удовольствие от своей любимой игры — отсутствие последствий за неспортивное поведение, обратной связи в системе репортов, поощрения и универсального кода поведения. Так как это все часто приводит к неудовлетворительному игровому опыту. 

Наша команда делает это решение доступным для всех игроков и создателей контента, а в будущем — для всех участников киберспортивной экосистемы: менеджеров, комментаторов, продюсеров, дизайнеров. Киберспортивная экосистема очень обширна и требует участия множества разносторонних людей для процветания.

В первой итерации мы разработали систему поощрения с мгновенными и автоматизированными вознаграждениями за достижения в Counter Strike 2, возможность заработать за победу в матче, создание контента или запуск стрима, независимо от размера канала. 

Также будут удобства для игроков и централизованная коммуникация, автоматические комнаты для голосового общения и надзор от живых модераторов. 

Мы будем выбирать самых прилежных и активных игроков и предлагать им оплачиваемые роли в качестве модераторов сообщества в знак поощрения положительного вклада. Мы планируем запуститься в Центральной Азии, Восточной Европе и Кавказе. Скоро состоится запуск. 

— Почему закрылась организация ON gaming по Counter Strike?

— Мы имели чёткую идею — создать фабрику талантов. Однако, для проверки её жизнеспособности потребовалось бы израсходовать огромное количество ресурсов. Наша предыдущая организация закрылась по той же причине, что и многие киберспортивные организации — из-за высоких операционных расходов и недостаточной монетизации.

Что мы видим сейчас? Ведущие организации, такие как FAZE Clan, ранее оценивавшиеся в один миллиард долларов, закрываются или нуждаются в трансформации.

В ходе проекта ON gaming мы поняли, что содержание команды — буткемпы, зарплаты, питание — это огромные затраты, а до монетизации через продажу игроков и рекламные контракты нужно расти. Честно говоря, это слабая бизнес-модель.

Работа с людьми всегда связана с рисками и непредвиденными обстоятельствами. Например, мы были близки к квалификации в серьезный турнир, но за день до этого двое наших игроков отравились в McDonald's. В то же время, когда мы собирались внести изменения в состав, наши игроки устроили бунт. Но трудности — это замечательно, потому что, если бы все было легко, то каждый становился чемпионом.

Если говорить о бизнес-модели, требуются решения. Бизнес в киберспорте должен менять направление и находить ответы на проблемы. Мое видение — фокус с элитных игроков должен смещаться. Сейчас все любители киберспорта воспринимаются только как зрители, и многим всё равно на суперконкурентные турниры. 

Каждый год киберспорт смотрят более 600 миллионов человек. Представьте, какая это огромная фан-база настоящих ценителей? Требуются решения, которые задействуют всех — от любителей и начинающих до профессионалов, от стримеров до монтажеров, от социальных игроков до конкурентных. 

— Почему вы решили создать именно этот продукт?

— Мы создаем его, потому что уверены, что стартап принесет пользу большому количеству людей. Мечта предпринимателя — изменить мир с помощью инноваций и при этом заработать миллионы. Мы видим, что киберспортивная индустрия проходит через кризис, организации падают, технологические стартапы и крупные студии разработки игр увольняют огромное число сотрудников, и это отличная возможность привлечь таланты и создать что-то новое, что изменит статус-кво. 

Вторая причина — технологии, которые позволяют нам это сделать, особенно большой потенциал мы видим в блокчейн-технологиях. Мы осознаем, что в этой нише мало стартапов предлагают реальные преимущества пользователям. В киберспорте такого решения пока нет, поэтому мы приглашаем всех, кому это интересно, присоединиться к нам, а тех, кто хочет создать что-то подобное, приветствуем.

Мы станем крупнейшим стартапом в нашем регионе и будем действовать на всех континентах мира. Название ON было придумано из казахского слова «Алға» (Вперед).

— Расскажите о преимуществах вашего проекта?

— Мы стремимся создать идеальную игровую среду, выделив несколько вещей. Во-первых, это тесная петля обратной связи с нашими пользователями. Нам очень повезло с индустрией, потому что киберспортивные энтузиасты очень любят свою игру и всегда готовы уделить время, чтобы высказать свое мнение. 

С другой стороны, к сожалению, многие игроки остаются неуслышанными. Например, большая жалоба на Valve в том, что они не принимают во внимание мнение людей и это играет нам на руку.

Второе большое преимущество — это система поощрения и распределения призов. В отличие от наказания, поощрение положительного вклада, будь то слова поддержки тиммейту, помощь новичку или мониторинг плохого поведения, все это мотивирует игроков стараться быть лучше. Возможность потерять вознаграждение заставит игроков подумать дважды, прежде чем нарушать правила. 

Поощрения мы осуществляем за счет мгновенных денежных вознаграждений и репутационной системы, которая открывает новые возможности и признание.

В-третьих, это симбиоз различных потребностей и возможных ролей внутри платформы. Мы думаем, что когда-то платформа станет полностью самодостаточной, и пользователи сами смогут ей управлять. Открывая двери возможностей для создания и заработка для всех: начинающих, профессионалов, комментаторов, создателей контента и так далее. Отсюда появляются неожиданные связи спроса и предложения. При этом мы не заканчиваем на игре CS2. В наших планах расширяться и на другие дисциплины. 

— С какими трудностями вы столкнулись?

— Как и в любом стартапе, мы действуем в условиях большой неопределенности. Основная трудность сейчас — это сделать «прыжок веры» в ценности, которые мы вкладываем в нашу платформу, и надеяться, что они оправдают себя. Если нет, то важно не стоять на месте и продолжать расти. 

К тому же, киберспорт и блокчейн — это сравнительно новые сферы, поэтому приходится тщательно разбираться с законодательством. Пока наш сервис нравится пользователям, это наше главное преимущество. Если честно, работать в команде с такими талантливыми людьми — удовольствие.

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Как приложение Safe YOU спасает от насилия

История Мариам Торосян о том, как она создала приложение для борьбы с гендерным насилием.

11 минут
11 минут

Гуляем с пользой: казахстанский стартап AlgaApp дарит подарки за пройденные шаги

В Казахстане запустился стартап AlgaApp, который дает вознаграждение за пройденные шаги.

10 минут
10 минут

Программирование через игры: как казахстанский EdTech-стартап покоряет рынок Южной Кореи и не только

Основатель компании Жанадил Талдыбаев о пользе разработки для подрастающего поколения, геймификации в обучении и ее распространении в школах Южной Кореи.

11 минут
11 минут

Тест на аллерген в еде, первая лавандовая ферма в Кыргызстане и приложение для людей с СДВГ: рассказываем о самых интересных стартапах

В этой рубрике рассказываем о стартапах, которые помогают бороться с любым кризисом в нашей жизни.

13 минут
13 минут