Мы привыкли смотреть фильмы и воспринимать их как само собой разумеющееся, не задумываясь о том, как они сделаны. В этом материале попробуем разобраться, что такое кадр, план и эпизод, а также почему они важны в структуре фильма.


Кадр 

Это минимальная единица фильма, но в то же время киноведы настаивают на бережном с ним обращении в силу его «неясности и размытости границ». Кроме того, слово «кадр» пришло не из кино, а из фотографии и означает «фотографический снимок, моментальный или сделанный с длительной выдержкой, но тем не менее имеющий свою эстетику».

Николай Изволов в статье для «Искусство кино» приводит несколько определений и характеристик кадра:

  • кадр — психологический барьер, отделяющий зрителя от зрелища;
  • кадр — система, заданная геометрией прямоугольника;
  • кадр — система, сохраняющая иллюзию трехмерности, но и имеющая возможность моментально ее уничтожить, сосредоточив внимание зрителя на плоской поверхности экрана, то есть на самом кадре;
  • кадр — система, протяженная во времени, но состоящая из моментальных фотоснимков;
  • кадр — система, изменяющая реально существующие отношения предметов между собой и их движение в жизни;
  • кадр — минимальный материальный кусок конструкции фильма;
  • кадр — критерий «документальности» кино, документ предкамерного факта.

«Площадь кадра — "поле зрения" механического субъекта-пленки, определяемое фокусным расстоянием объектива, служащего, в свою очередь, посредником между реальным миром и камерой, трансформатором оптической среды», — объяснял Николай Изволов.

Профессор Виталий Куренной говорил на лекциях в НИУ ВШЭ, что кадр — это и есть отдельная фотография, которая, объединяясь с себе подобными, создает в определенной последовательности движущееся изображение. По словам эксперта, кадр крайне редко используется для анализа в кино, и чаще предпочтение отдается второй единице — плану.

План

Это, если говорить кратко, «система условного деления кинематографического пространства — то есть пространства, представленного на экране. Планы могут различаться по крупности, расположению, смыслу. На деле их гораздо больше. Ресурс Cinema DSLR предлагает следующие виды планов:

  • заявочный план — проще говоря, первый кадр фильма, который должен создать определенное настроение у зрителя. Что не менее важно, этот вид плана дает понять о контексте и пространстве сцены. В качестве заявочного плана часто используют общий план города или здания;

  • дальний план — как понятно из названия, его снимают с дальнего расстояния, и его цель — произвести сильное впечатление на зрителя, продемонстрировать ему красоту и масштаб местности, здания или животного мира. Вспомните эффектную сцену из третьей части «Властелина колец», когда зритель впервые видит столицу Гондора — глаз действительно не отвести от этого белоснежного города с благородной архитектурой. Довольно часто дальний план используют как заявочный в силу его эффектности;

источник: cinemadslr.ru

  • общий план показывает персонажа полностью — с ног до головы. Как и в дальнем плане, зрителю демонстрируют масштаб и расстояние целиком. Но от дальнего плана общий отличается размерами персонажа — в общем он находится ближе, а в дальнем персонажи обычно или небольшие, или вообще трудно различимые;
  • стандартный средний план изображает персонажа от линии пояса и выше, потому что его цель — показать зрителю движения персонажа и его мимику. Этот план часто используется, так как именно он больше всего приближен к реальному или «жизненному» изображению персонажа. В кинематографе ХХ века средними планами пользовались режиссеры вестернов;
  • крупный план — персонаж находится близко, чтобы камера могла считать все его эмоции, так как захватывается только лицо. Часто крупный план используют, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на каком-либо важном действии для фильма — в хоррорах это рука, берущая оружие. 
  • детальный план — благодаря ему зрители могут во всех подробностях рассмотреть определенные части лица персонажа, к примеру. Это могут быть глаза — как в кульминационной сцене вестерна Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой» с Клинтом Иствудом. Как и крупный план, детальный может показывать важные для фильма предметы;

источник: itnan.ru

  • субъективный план — показывает ситуацию с угла зрения персонажа, для того, чтобы зритель лучше прочувствовал характер или мотивацию персонажа. Например, Фрэнсис Форд Коппола в «Дракуле» показывал некоторые сцены с точки зрения древнего вампира, что создавало непередаваемый эффект присутствия для зрителей и позволяло им сопереживать необычному злодею.

Сцена и эпизод

«Старые русские, советские режиссеры широко использовали понятие "кусок" для того, чтобы обозначить план. Наконец, планы монтируются в определенного рода сцены. Это уже склейка планов, склейка кадров, которые дают нам некоторое более пространное высказывание. Как правило, сцена локализована в определенном месте и времени. Наконец, сцены складываются в фильме в эпизоды. Эпизод — это сюжетно или фабульно связанные сцены», — говорил Василий Куренной.

В статье «Эпизод как элемент структурной композиции фильма» можно найти такой интересный алгоритм:

  • фильм делится на эпизоды;
  • из кирпичей строится стена, из стен — этаж, из этажей — дом;
  • из кадров составляется сцена, из сцен — эпизод, из эпизодов — фильм.

«Деление сценария и фильма на эпизоды порой не столь явственно и, к сожалению, не столь общепризнанно, как деление их на сцены. Хотя на практике все фильмы, в достаточной степени правильно выстроенные по конструкции, с большей или меньшей отчетливостью внутренне делятся на эпизоды», — говорится в статье.

Автор настаивает на том, что режиссеры сами заявляют о поэпизодной композиции своих фильмов, как это было с «Андреем Рублевым» Андрея Тарковского, «Догвиллем» Ларса фон Триера, «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино. 

источник: kinopoisk.ru

По мнению Василия Куренного, деление фильма на части имеет под собой не только формальную, но и историческую подоплеку — фильмы в кинотеатрах, вернее бобина с фильмом, не длились дольше 20 минут. Естественно, бобины нужно было быстро менять, чтобы фильм шел без паузы, и грамотное деление картины было очень важным. И хотя в XXI веке кино по большей части стало цифровым продуктом, его деление на составные части не потеряло смысла, так как именно из них фильм складывается в целое, а не расплывается бессюжетным рассуждением на абстрактную тему.


Читайте также: 

Что смотреть на The Calvert Journal Film Festival 2021?

Как через мелодрамы режиссеры критиковали современность и расширяли границы кино?

Пять интересных веб-сериалов последних лет


Читай нас в  Инстаграм и Телеграм