Как прошёл и чем запомнился 81 Венецианский кинофестиваль
О важности Венецианского кинофестиваля говорит простой факт — это старейший кинофестиваль мира, основанный в далёком 1932 году...
Дзе Хисаиси в Европе называют «японским Моцартом» и «японским Джоном Уильямсом», явно намекая на то, что сотрудничество у композитора с Хаяо Миядзаки такое же тесное и успешное, как у Спилберга и Уильямса. Эти сравнения можно было бы списать на высокомерие «колониального белого человека» — мы не умеем воспринимать культуру другого народа без сравнения ее с чем-то знакомым и привычным, пусть при этом упрощаются уникальные понятия и явления.
В случае с Дзе Хисаиси ситуация немного иная. Дело в том, что настоящее имя композитора — Мамору Фудзисава, а «Дзе Хисаиси» фонетически имитирует имя великого американского композитора Куинси Джонса, который вошел в историю как продюсер альбома Thriller Майкла Джексона. Как вы понимаете, Дзе Хисаиси знает и уважает мировую музыкальную историю, поэтому не посчитал зазорным поиграть со своим псевдонимом.
Дзе Хисаиси писал музыку для всех фильмов Хаяо Миядзаки, начиная с «Навсикаи из долины ветров». И то, как проходит работа над музыкальным оформлением произведений Миядзаки, отличается от европейской или американской традиции. Композитор работает над музыкой, получая от Миядзаки краткий синопсис проекта и десять ключевых слов. Потом он показывает аниматору готовую музыку и может внести какие-то изменения, или же сам режиссер подстраивается под музыку, меняя какие-то сюжетные повороты или оттенки в характерах персонажей.
Музыка Дзе Хисаиси удивляет разнообразием: для каждого проекта Хаяо Миядзаки композитор подбирает новые приемы и музыкальное оформление. Например, действие аниме «Ведьмина служба доставки» явно происходит в европейском городе, поэтому композитор написал музыку в соответствующем направлении.
«Небесный замок Лапута» по жанру определяется как приключенческий фильм с элементами стимпанка, поэтому Хисаиси написал для аниме как красивую симфоническую мелодию, ставшую главной темой фильма, так и разнообразил саундтрек электронным звучанием.
Дело в том, что композитор является поклонником группы Yellow Magic Orchestra — пионеров японской электронной музыки. Поэтому нападение пиратов на летающий корабль, на котором ехала главная героиня, озвучено именно прогрессивным электронным звучанием.
С «Небесным замком Лапута» связана еще одна интересная история: когда Миядзаки стал известным режиссером далеко за пределами Японии, им заинтересовалась студия Disney. Для проката были выбраны несколько проектов Миядзаки, в том числе и история о замке Лапута.
Единственное, руководству студии показалось, что в аниме маловато музыки, что вполне понятно. Студия Disney знаменита своими красочными мюзиклами, в которых каждое движение героев озвучивается музыкой, а творение Миядзаки показалось американцам недостаточно озвученным. Примерно половина «Небесного замка Лапута» озвучивалась не музыкой, а грамотно подобранными звуковыми эффектами ветра, шелеста травы и прочих звуков окружающей среды. Самой музыки на двухчасовой фильм было около часа. Для американского проката Хисаиси дописал еще полчаса музыки, таким образом саундтрек увеличился до 90 минут.
Еще один показательный пример — музыка для фильма «Мой сосед Тоторо». Так как это — очень личный, камерный и сказочный фильм, в котором главные действующие лица — две маленькие девочки и волшебные животные, действие в «Тоторо» озвучено с помощью пиццикато. Это прием игры на смычковых струнных музыкальных инструментах, когда звук извлекается не смычком, а щипком струны. Он как нельзя лучше подходит для истории, рассказанной Миядзаки.
Конечно, мы не можем обойти стороной самый известный фильм Хаяо Миядзаки — «Унесенные призраки». Послушайте мелодии оттуда — One Summer’s Day или The Sixth Station. А потом включите «Лунный свет» Клода Дебюсси. Несмотря на то что мелодии разные, вы сможете уловить в них некоторое сходство. Дело в том, что они написаны в жанре музыкального импрессионизма. Как говорил Лев Ганкин, слушая мелодии импрессионистов, складывается впечатления, что музыкант и сам не знает, куда именно идет, и время от времени «выруливает» на какую-нибудь красивую мелодию.
На самом деле, музыке Дзе Хисаиси и ее роли в фильмах Хаяо Миядзаки можно посвятить десяток статей. Мы дали вам направление для самостоятельного изучения, и надеемся, что в итоге вы поймете, почему союз Дзе Хисаиси и Хаяо Миядзаки — союз равнозначных гениальных творцов. В нем никогда точно не поймешь: фильмы Миядзаки стали гениальными благодаря музыке Хисаиси или музыка Хисаиси стала гениальной благодаря фильмам Миядзаки.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)