Безопасный рок-н-ролл: как отказ от бунта привел к упадку музыкального жанра

8 минут Ирина Шарапова
Альтернативный текст

The Rolling Stones отдыхают после завершения своего масштабного европейского тура, а Guns N' Roses находятся в турне по Латинской Америке. Рок-группы сегодня продолжают собирать стадионы, однако сам жанр не так популярен, как раньше. Редакция STEPPE вместе с бывшим продюсером группы Ninety One и участником группы «Орда» Ерболатом Беделханом попыталась понять, в чем причина упадка популярности рока.


Было время, когда именно рок был доминирующей музыкальной формой — это время, кстати, очень удачно совпало с пиком любви к виниловым пластинкам, который пришелся на 1970-1980-ые годы. В 80-ых проигрыватели уже были почти во всех советских семьях, правда, какими усилиями доставались пластинки — это отдельная история: процесс был явно посложнее, чем скачать трек на Apple Music.

В те дни на музыкальном небосклоне чуть ли не каждый день появлялись новые звезды, билеты разлетались в момент, улицы были заполненным длинноволосыми парнями в кожаных куртках, которые хотели быть похожими на Джимми Пейджа из Led Zeppelin или Слэша из Guns N' Roses, и девушками с обесцвеченными волосами, которые перенимали манеру поведения у Дебби Харри и стиль у Эди Седжвик. Это была эпоха бунта, секса и свободы. И такой же была музыка.

Вот что о причинах ушедшей эпохи говорит Ерболат Беделхан:

«Думаю, дело в том, что раньше было больше понимания конкретного жанра музыки, который сопровождали определённый стиль и субкультура. И те, кто жили этой субкультурой — жили в ней очень глубоко, она отражалась во всех сферах их жизни.

Сейчас же, например, стиль одежды может на 100% не совпадать с тем, что слушает человек. Он может быть одет в классический костюм, а в наушниках у него играет металл».

Терпеть нельзя бунтовать

Рок-музыка жила, пока был жив запрет, а без гнева она стала склоняться к более мягкому фолковому звучанию. В условиях же современной вседозволенности и толерантности она перестала быть нужна как главный инструмент протеста.

«Музыка — есть зеркало социума. Любой новый музыкальный жанр появляется от нужды изменений. С появлением социальных сетей появились новые инструменты для выражения своей позиции», — добавляет Ерболат.

Преобладание упаковки над содержанием

Современные артисты в первую очередь нацелены не на создание музыки, а на соответствие трендам, на создание шоу с мерцающими огнями, подтанцовками, перформансами и последующим digital-монтажом. Безусловно, The Beatles и Элвис Пресли в свое время тоже были очень хорошо «упакованы», но самой важной частью все равно оставалась музыка. Кроме того, довольно сложно представить Фредди Меркьюри или Мика Джаггера, выступающих под фонограмму.

«Сейчас большую роль играет скорость производимости. Вышеперечисленные группы могли годами писать один альбом или какой-нибудь хит. Сейчас в условиях сверхбыстрых темпов нашей жизни у музыкантов нет такой роскоши», — отмечает бывший продюсер Ninety One.

Исчезновение группиз и рождение феминизма

На одном из американских форумов всерьез подняли вопрос о том, что основной причиной спада популярности рок-музыки стало исчезновение группиз. Именно они были важной и заметной частью рок-музыки 1960-1970-х годов.

Фанатские базы рок-звезд того времени и современных исполнителей — в основном женщины. Однако сами рок-звезды почти всегда были мужчинами. В своем интервью для издания The Dick Cavett Show Дженис Джоплин — исполнительница блюза и вокалистка — упоминала, что ей было бы неплохо родиться мужчиной для того, чтобы добиться успеха в роке. Как и современный рэп, рок 1970-1980-ых часто критиковали за тексты, в которых проскальзывали неуважительные обращения к женскому полу, такую музыку считали агрессивным выражением мужской сексуальности.

Возможно, падение интереса к рок-музыке со стороны женщин связано с активизацией феминизма. Ведь сексизм, который прослеживался в текстах рок-групп, отталкивал девушек, которые воспитывались уже в новых реалиях и которым были ближе идеи расширения прав и возможностей женщин.

Кроме того, активное появление в музыкальной индустрии сильных исполнителей-женщин, таких как Мадонна, заставило слушательниц идентифицировать себя больше именно с ними, а не с исполнителями-мужчинами.

Рок-группы больше не звучат как рок-группы

Основная претензия фанатов на музыкальных форумах очень схожа с реакцией толкиенистов на сериал Amazon «Кольца власти». Поклонники мира фэнтези жаловались, что эльфы перестали быть похожими на эльфов, ту же интонацию можно услышать в голосах тех, кто утверждает, что рок перестал звучать как рок.

«На данный момент в роке появилась тенденция — смешивать одновременно несколько жанров. Классический жанр поющего артиста прошел. Исполнители больше не хотят ограничивать себя одним жанром музыки», — рассказывает Ерболат Беделхан.

Современный рок стал проще, его стало легче писать, петь, да и в целом легче исполнять. Он стал обладать тем же фактором, который присущ современной музыке. Для описания этого явления сегодня есть слово сhill, что означает спокойствие, комфорт, отсутствие драмы и острых ощущений.

Статьи STEPPE

7 новых релизов от креаторов из Центральной Азии

Музыковедка Жанель Сафиева ознакомилась с релизами экспериментальной мастерской Далера Назарова музыкальной резиденции BATYR LAB, которые стали репрезентацией музыкальной сцены Центральной Азии. О чем пишут молодые композиторы, в каких жанрах они работают и какие темы их волнуют — в материале STEPPE.

9 минут
9 минут

Традиционное и современное: как оркестр и этно-электронная группа исполняют казахские народные песни в новой стилистике

О том, что представляет из себя проект оркестра OTYRAR SAZY и этно-электронной группы iFLY, какие композиции прозвучат на их совместном концерте и как казахские народные песни звучат в современной аранжировке.

5 минут
5 минут

Летние релизы исполнителей из Казахстана

20 ярких треков сезона отобрал музыкальный критик Роман Райфельд.

18 минут
18 минут

Казахстанский композитор получил премию от президента Австрии

Действующий президент Австрии Александр Ван дер Беллен вручил в Вене почетную премию Теодора Кёрнера казахстанскому композитору академической музыки Сергею Киму.

4 минуты
4 минуты