Литература в мемах: изучаем школьную классику

5 минут Камилла Асхат
Литература в мемах: изучаем школьную классику

Основу школьного курса литературы составляют произведения русской поэзии и прозы XIX века, также называемые Золотым веком русской литературы. Первым такое сочетание в 1863 году использовал критик Максим Антонович в статье «Литературный кризис», напечатанной в журнале «Современник». 

 В новом обзоре «Литературы в мемах» разбираем сюжеты классиков:

Пушкин «Евгений Онегин»

Достоевский «Преступление и наказание»

Гоголь «Мертвые души»

Тургенев «Отцы и дети»


«Евгений Онегин» — история о первом токсике в русской литературе

Молодой дворянин Евгений Онегин, получив наследство, уезжает в деревню, где знакомится с поэтом Ленским и сёстрами Лариными: Ольгой — невестой Ленского — и Татьяной. Татьяна влюбляется в Онегина, но он не отвечает ей взаимностью. Ленский, приревновав невесту к другу, вызывает Онегина на дуэль и погибает. Татьяна выходит замуж, но теперь Евгений влюбляется в неё, но Татьяна сохраняет верность мужу. 

Первый роман в стихах, новаторский для своего времени. Хотя сюжет «Евгения Онегина» небогат на события, в дальнейшем он сильно повлиял на русскую словесность и литературу в целом. 

Пушкин положил начало нарративу о «лишнем человеке» с острым умом и холодным сердцем. Получив воспитание и образование, пушкинский герой ведёт светскую жизнь, заполненную бесконечными развлечениями и любовными романами, но пустую и однообразную. Татьяна — героиня нравственно превосходящая Онегина, в первом письме признающаяся ему в любви, но в финале его отвергающая.

Ленский отличается своей романтической восторженностью и наивной верой в дружбу, но в то же время с Онегиным их роднит происхождение и чувство одиночества в провинциальном для них обществе. Так можно сопоставить этих двух парных героев Пушкина с самим автором. 

Ленский — это Пушкин-романтик. 

Онегин — это Пушкин-реалист.

«Преступление и наказание» — биполярка Раскольникова

Гордый и небогатый студент Родион Раскольников решает проверить, способен ли он на поступок, возвышающий его над «обычными» людьми. Для этого он убивает старуху-процентщицу, а затем и её сестру, случайно оказавшуюся на месте преступления. Раскольников знакомится с Соней Мармеладовой, которая оказывает влияние на его духовное перерождение, а параллельно с экзистенциальными размышлениями спасает свою сестру Дуню от сомнительного жениха и вступает в психологическую дуэль со следователем Порфирием Петровичем.

Детективный сюжет у Достоевского перевёрнут: имя убийцы и состав преступления известны с самого начала, а интригу составляет неотвратимое приближение наказания. Старуху-процентщицу Раскольников убивает не с целью материально обогатиться, он ищет ответ на вопрос:

«Тварь ли я дрожащая или право имею?» 

Ответ на этот вопрос становится, в свою очередь, только тезисом Раскольникова в споре с миром — споре, в котором Раскольников терпит поражение.

Теория Раскольникова заключается в том, что люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных»: необыкновенным, исключительным людям можно простить преступления, если цель оправдывает средства. Об этом читатель узнает сначала со слов Порфирия Петровича, потом из объяснений главного героя.

Эта теория близка к представлениям революционеров, которые оправдывают многочисленные жертвы во имя светлого будущего, для Раскольникова таким героем становится Наполеон. Но сам Раскольников развивает мысль и выясняет, что дело уже не в открытиях и не в пользе человечества, а единственно во власти, вправе попирать законы «обычных» людей. 

Динамичность и остросюжетность Достоевский совмещает с философскими вопросами о свободе личности, где главный герой разоблачает сам себя.

«Мёртвые души» — stonks, которые мы заслужили

Отставной чиновник Павел Иванович Чичиков приезжает в губернский город N. Чичиков лишён отличительных черт и всем приходится по нраву. Очаровав губернатора, городских чиновников и окрестных помещиков, Чичиков объезжает последних с загадочной целью: он скупает мёртвые души, то есть умерших недавно крепостных, которые ещё не внесены в ревизскую сказку — документа с результатами переписи — ⁠ и потому формально считаются живыми.

Посетив карикатурных героев Собакевича, Манилова, Плюшкина, Коробочку и Ноздрёва, Чичиков оформляет купчие и готовится довести до конца свой таинственный план, но к концу первой части поэмы в городе N разражается скандал, и Чичиков покидает город.

Поэму «Мёртвые души» Гоголь задумывал в трёх частях, но третья часть не была написана, а вторую он сжёг, поэтому сегодня, говоря о «Мёртвых душах», мы подразумеваем только первый том.

Несмотря на то что «Мёртвые души» — это  умершие крестьяне, которых именовали «душами», в романе ясно считывается и переносный смысл — люди, мёртвые в духовном смысле. Современники, которые с восторгом приняли поэму, считывали её как социально-политическую сатиру.

У Гоголя все явления представлены в гротескных масштабах, даже случайная ситуация оборачивается фарсом. «Мёртвые души» во многом обязаны комическим эффектом наивному и важному рассказчику, который подробно описывает совершенно ненужные детали. Гоголевская нелепость и гротеск парадоксальным образом начинает эпоху русского реализма.

«Отцы и дети» — вечная тема бумеров и зуммеров

В родовое имение своего друга Аркадия приезжает студент-медик Евгений Базаров, он же самопровозглашённый нигилист. Все это происходит незадолго до крестьянской реформы. Базаров отрицает все идеалы и приличия, чем шокирует либерально настроенных «отцов». Но вскоре он влюбляется в молодую вдову Одинцову, и его образ мыслей не выдерживает столкновения с чувством. 

На роман повлияли политические разногласия самого Тургенева и журнала «Современник». Около десяти лет Тургенев был деятельным сотрудником этого журнала, но решительная идейная борьба революционеров-демократов против либерализма конца 50-х — начала 60-х годов, привела Тургенева к разрыву с органом революционной демократии.

Не разделяя взглядов вождей революционной демократии, Тургенев тем не менее испытывал к ним искреннее влечение. Сложное отношение Тургенева к деятелям «Современника», в частности, к Добролюбову и Чернышевскому, сказалось и в новом романе. Позже Тургенев отдал «Отцов и детей» в «Русский вестник» и посвятил памяти Белинского, что напоминал о славных предшественниках журнала.

Автор не обвиняет Базарова в равнодушии к природе, презрении к дружбе, любви или родительскому чувству. Сюжет романа не слишком многослойный, за ним легко следить, но Тургенев раскрывает прошлое своих персонажей постепенно, заставляя читателя задумываться об истории героев и причинах их разногласий.«Отцы и дети» — это книга о столкновении идеолога с собственными идеями. Тургенев выводит на сцену «нового человека», который отражает политическую полемику своего времени.

Домашка по литре

Материалы, которые помогут понять знакомые произведение с новой стороны:

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Как девятиклассница Зинаэнур Ислам запустила экопроект New Wave, который объединяет людей по всему Казахстану

Как девятиклассница Зинаэнур Ислам запустила экопроект New Wave, который объединяет людей по всему Казахстану

Зинаэнур Ислам — студентка школы медицины в Назарбаев Университете. В 2020 году она создала проект New Wave —...

11 минут
11 минут
Эковолонтерство: как работает проект «ЭкоМангистау» 

Эковолонтерство: как работает проект «ЭкоМангистау» 

В современном мире вопросы экологии и защиты окружающей среды становятся все более актуальными. Каждый день мы сталкиваемся с...

6 минут
6 минут
Город бежит и меняется: почему нужно смириться с забегами 

Город бежит и меняется: почему нужно смириться с забегами 

Марафоны и полумарафоны становятся традиционными и знаковыми событиями в Казахстане. Они собирают новичков, любителей и...

9 минут
9 минут
«Казахская новая волна» в музыке: почему важно документировать и изучать этот культурный феномен

«Казахская новая волна» в музыке: почему важно документировать и изучать этот культурный феномен

Год назад два общественных фонда, работающих в области культуры, объединились, чтобы создавать исследовательские проекты,...

3 минуты
3 минуты