«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей
30 октября Институт гидробиологии и экологии анонсировал выход фильма «По мелям Каспия - Зов тюленей», который рассказывает о...
Сегодня не утихают дискуссии о равноправии мужчин и женщин. Консервативная аудитория воспринимает это как навязанную Западом идею, однако эту тему поднимали отечественные писатели ещё в прошлом веке.
Начало двадцатого века в истории знаменуется установлением советской власти, при которой ко всенародной узнаваемости пришли Дулатов, Майлин, Сейфуллин, Жансугуров, Жароков, Ауэзов, Мусрепов, Мустафин, Муканов и другие.
Многие из них писали о равноправии женщин и мужчин, и во многом им в этом способствовала советская власть. Декларируемое равенство позволяло мобилизовать больше рабочей силы и поднять мировой авторитет страны.
На примере трех писателей разберем, как раскрывалась тема равноправия женщин, а для удобства разобьем поднимаемые проблемы на тезисы.
Дулатов против патриархальных установок.
Миржакып Дулатов, казахский поэт и писатель, наиболее известен как один из лидеров Алаш-Орды. Был со-основателем газеты «Қазақ», где критиковал империалистическую политику царской России, из-за чего соответственно навлек на себя внимание власти. Еще задолго до Октябрьской революции, в 1910 году, выпустил первый казахский роман «Несчастная Жамал» о не равноправном отношении к женщине того времени.
Сюжет строится вокруг судьбы молодой умной девушки Жамал, дочери Сарсенбая, которая испытывает на себе гнет патриархальной системы: от отказа в обучении до замужества против воли.
О каких проблемах идет речь?
Навязывание «правильного» образа. Девятилетняя Жамал растет, похожей на мальчика, и одевается так же. Даже пришедший в гости мулла не узнает в ней девочку. Дулатов через муллу передает традиционалистское «она должна»: раз Жамал — байская дочь, она должна выглядеть соответственно.
«Және де байдың қызы тоғыз жаста балиға болады. Соның үшін намаз үйретіп, оқытып, шашын да қойыңыз».
«К тому же к девяти годам байская дочь становится зрелой. Обучи намазу, его чтению и волосы ей отрасти».
Замужество против воли. Жамал — образованная девушка: она владеет грамотой и письмом, а за красноречие и умение импровизации ее прозвали «второй Сарой». Однако ради укрепления связей с более крупным баем, отец Жамал решает выдать дочь за байского сына Жуму, которого в народе прозвали Непутевым. Чтобы завоевать девушку, он проявляет насилие.
«Я, сенің сүйіп болған байыңның күйігі басылмай жүр екен ғой, мен сенің күйігінді басайын, — деп, сол жерде тұра салып кеудеге тепкілеп, Жамалды талдырып тастады».
«А твоя горечь по своему любимому, вижу, не остывает, позволь мне ее подавить, — после этих слов он там же испинал грудь, так что Жамал потеряла сознание.
Дулатов также дает понять, что материально обеспеченный муж — это не обязательно умный и заботливый муж, а насильно засватанная девушка все равно будет несчастна.
Автор описывает, как молодых девушек выдают замуж против воли, меняют их на скот, в обществе с их мнением никто не считается и видят их как дополнение к мужчине. В таком обществе нет места женскому счастью. Через образ главной героини автор доносит идею важности освобождения женщины от прежних пагубных устоев и традиций.
Мухтар Ауэзов против экономической зависимости.
Мухтар Омарханович знаком многим как автор тетралогии «Путь Абая». Очень тепло отзывались о нем в литературных кругах, в том числе, Симонов, Сурков и Мусрепов. С делегацией писателей СССР он ездил в Японию и США.
Ауэзов является знаковым художником соцреализма; он правдиво передает события тех лет, когда судьбы женщин решались кем-то, кроме них.
В 1921 году с рассказом «Сиротская доля» Ауэзов дебютировал в прозе. Сюжет разворачивается вокруг тринадцатилетней Газизы — «тоненькой девочки с веснушками на круглом лице». Она потеряла своего брата и отца от бушевавшей в то время эпидемии тифа. Вместе с ней «осиротели» ее мать, которая ослепла от горя, и бабушка.
О каких проблемах идет речь?
Экономическая зависимость. Основным тезисом рассказа Ауэзов подчеркивает, насколько экономически зависимы от своих мужей были женщины: смерть отца семейства сломала судьбы матери, жены и дочери. Из слов второстепенной героини можно заметить, как маленькую Газизу заставляют найти того, кто сможет ее содержать:
«Шешелеріңе жаның ашыса, Мәрденге барғаның жөн емес пе? Сен жігіт болып, осы үйіңнің жұмысын басқарып отыра алмассың? Одан да өзің біреуге сүйенген болсаң, сен сүйенгенге шешелерің де сүйенеді ғой».
«Ты бессердечная. Не жалеешь своих матерей — ни зрячую, ни слепую… Где тебе справиться с хозяйством, как мог бы мужчина. А муж — он опора и тебе, и твоим матерям. Выйдешь за богатого – забудешь, как плачут, как голодают».
У таких Газиз тяжелые судьбы: они не могли прокормить себя, устроившись на работу, не могли отучиться и позаботиться о родне, не могли постоять за себя. Смерть главы семейства ставила под угрозу смерти всю семью.
Местным управленцам, которые изнасиловали девушку, все сошло с рук: они принесли трагедию в уже без того несчастную семью. Газиза же воспользовалась своим единственным правом — правом умереть. Только так она могла освободиться от ужаса окружающего мира.
Майлин против консервативных устоев.
Беимбет Майлин является выдающимся казахским писателем, наряду с Сейфуллиным и Джансугуровым. Писатель Муканов ставил их в одном ряду с Шолоховым и Горьким.
Повесть «Коммунистка Раушан» Майлин написал в 1923 году, а тему равноправия женщины поднимал неоднократно: в произведениях «Девичье приветствие», «Сбежавшая жена», «Аужар», «Девушка Разия», «Маржан», «Памятник Шуги», «Берен», в рассказах «Волостная Култай» и «Председатель совета Камила», а также в стихотворениях «Старик и девушка», «Свободная женщина», «Газиза» и «Ажар».
С самых первых страниц читается посыл произведения — противостояние молодого прогрессивного и старого консервативного. Раушан едет в город на собрание по женскому вопросу, ловит на себе осуждающие взгляды и злые иронизирующие комментарии в свой адрес.
О каких проблемах идет речь?
Традиционализм. Сюда можно отнести и сплетни в сторону Раушан, и косые взгляды в обществе, и ностальгию старух о прежних нравах. Веками жившему своими порядками обществу трудно принять и подстроиться под новый порядок и прогрессивные идеи. Для того общества женщина не может выйти из дома без разрешения мужа, не говоря уже о целых собраниях, где решаются вопросы о равноправии.
«Первый раз за свою жизнь вижу женское собрание! Чего только не бывает, когда приближается конец мира!..»
Токсичная маскулинность. Так как от патриархальной системы страдают и мужчины, Майлин не забывает показать Бакена, мужа Раушан, слабым, запутавшимся и сожалеющим о своих проступках. Местные деревенские авторитеты решают использовать Бакена, чтобы извлечь выгоду из высокого поста Раушан.
«Мына ағаларын бүгін бас қосқанда, сенен бір сөз ұстағалы отыр: жаман неме, былжырап жайыңа жүресің бе? Әлде ер болып әйеліңнің тізгінін қолыңа ұстайсың ба?»
«И вот твои старшие братья, все почтенные люди, собравшись сегодня здесь, хотят получить от тебя ответ: будешь ли ты склоняться по углам или мямлить, или, став, наконец, джигитом, мужчиной, управлять собственной бабой?»
Майлин ставит Раушан в пример молодежи как девушку, которая с помощью новой власти приходит к освобождению и работает во благо общества. Несмотря на косые взгляды и злые языки консервативных мужчин и женщин, она проявляет твердость характера, смелость и рассудительность. Героиня не только исполняет свой долг, но ещё и сохраняет свой брак, так как социальный прессинг чуть было не сломил ее мужа.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)