Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
Любое издание всегда находится в поиске талантливых авторов — людей, которые обладают глубокими знаниями в определенной области и пишут для редакции один-два материала в месяц. Например, в своей работе я всегда ощущаю острую необходимость в тех, кто бы просто и понятно писал об IT и бизнесе, социалке и обо всём, что болит у казахстанцев.
Периодически в окно нашей редакции стучатся новые авторы, но не все из них в конце концов публикуются. На мой взгляд, это связано с несколькими заблуждениями о современной онлайн журналистике, поэтому, если вы мечтаете стать автором, редактором или журналистом, избавьтесь от следующих заблуждений или переходите в следующий раздел.
1. «Мои длинные посты в соцсетях набирают кучу лайков, я точно могу стать классным журналистом!»
Конечно, это намёк на то, что у вас, есть писательские навыки, и вы, скорее всего, можете выражать мысли на бумаге. Но это не говорит о ваших навыках работать с крупной формой. Речь о пяти тысячах символах, которые не скучно читать после первых двух предложений. «Написать материал» не значит «изложить на бумагу всё, что я знаю или думаю на эту тему», а «изучить вопрос со всех сторон, проанализировать ситуацию, поговорить с экспертами и героями».
2. «У меня нет журналистского образования, поэтому я не могу стать автором».
На самом деле идеальный автор — это специалист из определенной сферы, который умеет просто и понятно написать о ней. Быть журналистом и писать о бизнесе всегда сложнее, чем заниматься бизнесом и писать для издания.
Но этот закон действует и в обратную сторону: если вы киноман или меломан, это не говорит о том, что вы можете написать об этом. Конечно, такие профильные знания помогут в создании материала, но вот написать его хорошо — задача непростая. Для того, чтобы текст получился хорошим, нужно четко обозначить для себя следующее: о чем текст, кто его герой и для чего вы об этом говорите.
3. «Чтобы быть журналистом, нужно писать размашисто и с изобилием прилагательных».
Журналистика — это про четкость и простоту. Читателей не интересует, как много умных слов вы знаете: они приходят на сайт любимого издания за полезной, интересной и понятной информацией. Если вы готовы ломать свои сложноподчиненные предложения и убирать витиеватые высказывания, любое издание с радостью будет работать с вами.
4. «Я общительный человек, поэтому легко смогу провести любое интервью».
Беседа и интервью — разные по своим задачам процессы. Если в первом случае перед вами нет задачи докопаться до истины, то во втором нужно постараться так, чтобы у читателя после прочтения вашего текста не осталось вопросов к герою. А для этого нужно внимательно изучить тему и интервьюируемого. Не бойтесь задавать вопросы, чтобы собрать нужное и отсечь лишнее.
Если вы хотите начать писать для издания, переходим к действиям.
Чаще всего знакомство происходит через почту. В первую очередь, представьтесь, расскажите о себе в нескольких предложениях, напишите, почему хотели бы писать для издания и о чём. Чтобы адресант понял, в какой сфере у вас есть опыт и экспертиза, прикрепите резюме, а если есть опыт работы в онлайн медиа — портфолио. Вот хорошие примеры: у парня было портфолио, а у девушки — нет, но она написала несколько небольших материалов специально для нас и прикрепила их.
Также в первом письме важно сразу обозначить, хотите ли вы написать материал для портфолио или получить за него гонорар. Если у вас есть опыт работы и точное понимание о том, как создаются материалы, вы обозначаете, что хотите писать на платной основе и уточняете сумму гонорара. А если вы пишете впервые, имейте в виду следующее:
Работая с внештатными авторами, редакция ожидает, что получит материал в соответствии с утвержденной концепцией, который требует минимальных (одну-три) правок.
Чаще всего материалы новых авторов требуют основательной доработки, а чаще всего — переработки. Бывает, что во время редактуры издание переписывает, дополняет и меняет материал настолько, что это больше похоже на соавторство, нежели на редактирование.
Насколько справедливо оплачивать материал, который наполовину написан редакцией и в рамках подготовки которого вы впервые узнали, что такое заголовок, а что — лид, вопрос спорный. Поэтому если это ваш первый материал, напишите его для портфолио, а после переходите на сотрудничество на гонорарной основе.
Обычно я отвечаю на письма в течение одного-двух дней и прошу прислать темы, на которые автор хочет написать. Это помогает понять, насколько он правильно понимает позицию издания и темы, которые оно освещает. Например, бессмысленно предлагать изданию, которое не часто пишет об экономике, материал на тему «Изменения на фондовом рынке за последний квартал».
Что ещё важно: темы не должны быть слишком обширными и абстрактными. Например:
Плохо | Хорошо |
Высшее образование в Казахстане | 5 основных проблем высшего образования в Казахстане |
Ментальное здоровье | Какие ментальные заболевания чаще всего диагностируют у казахстанцев |
Воспитание детей | Можно ли мотивировать ребенка деньгами |
Лайфхаки | Как сэкономить 1 млн за год |
Современная музыка | Главные имена современной казахстанской музыки |
Лучше всего выслать не только тему, но и структуру материала, чтобы главред понимал, какие вопросы будут раскрыты в тексте. Грубо говоря, напишите, о чем именно материал, в двух предложениях. Например:
Тема | Структура |
5 основных проблем высшего образования в Казахстане | Материал на основе интервью с несколькими экспертами в области образования. |
Какие ментальные заболевания чаще всего диагностируют у казахстанцев | Данные минздрава, интервью с несколькими героями с распространенными ментальными заболеваниями |
Можно ли мотивировать ребенка деньгами | Интервью с психотерапевтами и с разными родителями, которые придерживаются полярных точек зрения |
Как сэкономить 1 млн за год | Подборка скидок и лайфхаков об экономии в разных сферах: развлечения, здоровье, питание |
Главные имена современной казахстанской музыки | Небольшие интервью с пятью музыкантами, которые набирают популярность |
Это один из ключевых моментов взаимодействия с главредом, потому что часто у авторов есть желание писать, но нет конкретных тем. В таком случае лучше попросить небольшой отсрочки и прислать темы тогда, когда у вас сформируется видение. За это время изучите сайт издания и материалы на вашу тему по ключевым словам в поисковике и спросите себя «на какую тему мне сложнее всего найти понятную и исчерпывающую информацию?». Тут важно понимать, что, заказывая материал у автора, главред ожидает получить текст, который будет интересен не только автору, но, в первую очередь, широкой аудитории.
Если у вас очень широкие познания в юриспруденции и нет конкретной темы, вы можете спросить у главреда, были ли в редакции какие-то задумки для материалов о правах.
После утверждения темы и структуры важно назначить дедлайн. Нужно выбрать такой срок, в который вы с уверенностью уложитесь (можно даже с запасом). Если вы автор, от вас, скорее всего, не ждут четыре материала в месяц, но в редакции должны понимать, к какому времени ваш текст будет готов, чтобы запланировать его публикацию.
К сожалению, многие авторы ставят себе дедлайны и не присылают материалы в срок. Я это связываю с тем, что у людей плохо с тайм-менеджментом, случилась беда или им, на самом деле, не очень-то и хотелось писать для издания.
Если вы подготовили материал к сроку, загрузите его в Google Doc и отправьте ссылку на право с редактированием. Так вы экономите своё время и упрощаете процесс работы над материалом: редактор выделит непонятные моменты и оставит комментарии, а вы сможете поэтапно пройтись по ним.
Все материалы, которые публикуются на Степи, проходят редактуру вне зависимости от того, писал его штатный редактор или нет. То же самое случится с вашим материалом. Если вы напишите материал в тональности издания и по структуре, которую согласовали ранее, материал ждёт минимальная редактура и публикация. Но по факту таких случаев очень мало. На самом же деле авторы присылают материал, который требует значительной доработки.
Не стоит думать, что материал опубликуют сразу после того, как вы отработали последние правки. В нашей редакции материал публикуется в течение месяца-полутора после получения финальной версии. Это происходит потому что его нужно интегрировать в контент-план, создать для него вижуалы и продумать продвижение в Инстаграм.
Отдельный пункт для скромняг. Если вы к указанному сроку не получили обещанный гонорар, не стесняйтесь и напишите письмо главреду. Скорее всего, он забегался и оплатит материал вскоре после того, как вы напишете.
Если вы хотите писать для Степи, присылайте резюме, портфолио и темы на [email protected] или [email protected], в теме укажите «внештатный автор», «автор: [название отрасли]».
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)