«Искусство для меня — это базовая потребность»: интервью с Натальей Грабарь

5 минут Курманжан Абдырахманова
«Искусство для меня — это базовая потребность»: интервью с Натальей Грабарь

Наталья Грабарь — искусствовед и галерист. Она родилась в семье русского и советского художника-живописца, искусствоведа и музейного деятеля Игоря Грабаря, который является прадедушкой Натальи. 

По словам Натальи, она с четырёх лет хотела быть музейным работником, а искусство для нее всегда было основной ценностью. 


Детство и образование

Я с раннего детства интересовалась искусством. У меня были книги по искусству, и в свободное время я всегда их изучала. Родители часто водили меня на разные детские кружки, в которые я просилась. Помню, что посещала студию рисования. 

У меня несколько высших образований. Первое — нефтегазовое, а второе высшее я получила в Российском государственном гуманитарном университете на факультете истории искусств. Иногда рисую картины для себя. Холст редко использую, а к карандашам руки тянутся чаще. 

Я искусствовед, галерист и арт-консультант. Последний консультирует людей по разным вопросам искусства, оценивает риски, ориентирует по ценам. Галерист «продает» и продвигает художников. Но я, будучи галеристом, не просто «продаю» художников, а организую им выставки, помогаю, поддерживаю.

У меня есть разные художники, но я не всем делаю выставки. Последняя из организованных — выставка Юлии Вирко

Выставка Юлии Вирко WORK IN PROGRESS, государственный музей искусств им. Кастеева
Фото: Анвар Ракишев

Я как продюсер: нахожу нужных людей, которые реализовывают различные проекты и согласовывают их со мной. А любая выставка — это продвижение художника.

Мне нравится работать с художниками, несмотря на то, что многим тяжело с ними общаться. Они, как и любые талантливые люди, тяжело идут на контакт.

Я не знаю ни одного хорошего художника, который был бы приятен в общении.

Коллекционирование искусства

Искусство отображается в каждом человеке по-разному. У каждого человека есть свой жизненный опыт, опираясь на который он воспринимает искусство.

Люди могут коллекционировать все что угодно: духи, губные помады, карты, билеты, картины и многое другое. Кто-то собирает работы художников, а другие приобретают картины для интерьера. Если дома картины висят на стенах, я бы не назвала это коллекцией. Человек просто украсил свой дом хорошими вещами. 

Коллекционировать значит исследовать материал: ты выбираешь период, локацию, определяешь бюджет и конечную цель. Если собрать 20 работ одного художника и 30 другого, то это далеко не коллекция. Хотя многие люди так их и собирают. Прежде чем коллекционировать искусство, нужно определить свою цель. Она может быть совершенно разная, в зависимости от целей: кто-то создает музей, другой хочет завершить исследовательскую работу, а третий просто скупает вещи. К примеру, Александр Васильев собирает костюмы, у него одна из самых больших коллекций. Он историк моды, поэтому неудивительно, что для него это важно.

Коллекционирование искусства — это исследовательская деятельность. Человек делает ее для себя: какие-то из картин висят дома, а другие хранятся на складе. Нет определенного рецепта того, как коллекционировать искусство. Все хотят рецепт, а его не существует. 

Искусство на Западе и в наших странах

На Западе люди более открыты к искусству. У нас, в России, есть неплохая классическая школа, но она не делает тебя художником. 

Классическому рисунку и его технике можно научить кого угодно. Красиво рисовать можно научить каждого, если он будет этим заниматься три раза в неделю два года подряд, поэтому не надо путать искусство с ремеслом. 

В связи с некоторыми историческими событиями, когда большей части интеллигентных людей у нас не стало, образовался некий пробел в развитии искусства. У меня много образованных друзей с крепкими знаниями об искусстве, но это все равно небольшой процент населения. А остальным людям может быть не хватает образования в этой сфере, поэтому они не совсем в курсе всего происходящего.

Художник — это не техника, а мысли и посыл.

Так как на Западе не было революций и последующих за ней событий, культура понимания и восприятия современного искусства более развита. Там у людей нет вопросов к современному искусству. Основным тому примером служит то, что для них самым главным и инновационным произведением является «Черный квадрат» Малевича. А самый часто задаваемый вопрос даже среди образованных людей: «Что такое «Черный квадрат» Малевича?». В чем дело?

Большинство людей вообще не понимают, что такое современное искусство, как мне кажется. Есть небольшая группа людей, которые любят искусство, а большинству просто хочется видеть красивую картинку. Это большой труд ходить по выставкам, читать книги, посещать лекции и слушать классическую музыку. Не каждый готов к такой нагрузке. 

Западные люди и наши очень сильно взаимосвязаны. Каждый должен внести свой небольшой вклад в развитие современного искусства: открыть галерею, стать «другом» музея, помогать организациям в реализации их идей. Тем самым, воспитывая своих детей, ты будешь им показывать лучшее искусство.

Наш авангард Малевича и абстракционизм Кандинского — это то, что повлияло на все мировые процессы. 

Я обожаю ваш алматинский конструктивизм: здания, которые строил Гинзбург, и весь советский модернизм. Гостиница «Казахстан» — великое архитектурное произведение. Это потрясающий памятник советского модернизма. 

Искусство является искусством только тогда, когда оно отражает время, в котором мы живем. Искусство может нравиться или не нравиться, но оно тебе ничего не должно. Это не искусство должно тянуться к человеку, а человек к нему. 

Оно должно заставлять тебя думать, становиться лучше, просвещать, выводить из зоны комфорта. Но мы все привыкли, что все должно быть понятно, удобно и красиво. А почему оно должно быть понятным, если ты не знаешь половины основополагающих вещей в искусстве?

Есть стереотип о том, что раньше искусство было лучше. Просто люди его лучше понимают, чем современное искусство. Это от нехватки образования и ограниченности человеческих знаний. Я люблю больше современное искусство, начиная с 70-х. Сейчас все мои знакомые и друзья в Москве стремятся к современному, но там для этого много возможностей. 

Искусство для меня — одна из главных частей моей жизни. Для меня это базовая потребность: еда, вода, удовольствие и искусство, которое дает мне возможность жить. 

Статьи STEPPE

Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Партнерский

Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать

Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...

5 минут
5 минут
«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей

«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей

30 октября Институт гидробиологии и экологии анонсировал выход фильма «По мелям Каспия - Зов тюленей», который рассказывает о...

5 минут
5 минут
Онлайн-курсы — очередной обман или пора присоединяться?
Партнерский

Онлайн-курсы — очередной обман или пора присоединяться?

Про онлайн-курсы в Казахстане сегодня говорят много и с разных сторон. Есть факт: рынок постепенно, но уверенно растет...

7 минут
7 минут
Как прошел осенний шоукейс резиденции BATYR LAB empowered by Visa с Иваном Дорном в Алматы

Как прошел осенний шоукейс резиденции BATYR LAB empowered by Visa с Иваном Дорном в Алматы

Общественный фонд имени Батырхана Шукенова при поддержке лидера индустрии цифровых платежей Visa и бренда Tic Tac организовал...

2 минуты
2 минуты