«Их целью было сломать кочевое общество»: интервью об исторических мифах Казахстана

11 минут Аяна Сейтхан
Альтернативный текст

Недостаток информации об исторических событиях часто порождает их мифологизацию и сакрализацию. Со временем эти мифы прочно закрепляются в сознании людей, из-за чего развеять их становится все сложнее.

В декабре историк Жаксылык Сабитов выступил на TEDXASTANA 2022, где рассказал о казахских исторических мифах. Редакция Степи поговорила с ним о самых распространенных заблуждениях, причинах их возникновения и отличиях современных и советских исторических мифов.


— Что такое исторические мифы?

— Исторические мифы — это упрощенные представления о сложной реальности, которые из-за простоты доминируют в понимании людей. Они возникают из желания мифологизировать исторические фигуры, исходя из собственных предпочтений, а также из-за того, что нам не хочется тратить энергию на познание сложных вещей.

— Какие исторические мифы распространены в Казахстане?

— Самыми популярными мифами в истории принято считать миф о «казахском» происхождении Чингисхана, голубоглазых блондинах-казахах и разрушительных набегах джунгар. Другое популярное заблуждение выстроено вокруг Отрарской библиотеки. Принято считать, что она была второй по величине в мире и была разрушена в результате монгольского нашествия. Думаю, этот миф появился в советское время, чтобы получить финансирование на раскопки в Отраре. До сих пор никаких существенных доказательств ученые не нашли.

Множество мифов существует вокруг Орбулакской битвы, на которой якобы 600 казахских воинов смогли противостоять многотысячному джунгарскому войску. Я считаю, что тогда на помощь Жангир хану пришла более многочисленная армия бухарских воинов, а не 20 тыс., как об этом говорится в некоторых источниках. Считаю, что тогда джунгары отступили не из-за численности войск, а из-за того, что хотели захватить в плен узбекского хана Абдулазиза.

— Какие еще мифы существуют об этом историческом периоде?

— Джунгарский миф — это комплексное заблуждение о том, что из-за джунгарских нашествий погибло 40% населения, и только вмешательство Российской империи спало казахов. На самом деле, все было гораздо сложнее. Набеги джунгар не были столь разрушительными, какими их представляют.

Безусловно, потери со стороны людей и территорий были, но в 1731 году хан Абулхаир начал отвоевывать земли, и джунгары отступили до реки Эмбы.

Говорить, что Российская империя нас спасла — неправильно, она, наоборот, вела экспансию. Хотя обвинять империю в этом тоже нельзя. Такова была геополитика того времени.

— Кому было выгодно создать этот миф?

— С одной стороны, это было выгодно советской власти, потому что она приобрела хорошее объяснение, почему Российская империя завоевала территории Казахстана: они не захватили ханство, а присоединили, спасая от джунгар.

С другой стороны, этот миф — частичное отражение реальности, потому что все люди, которые говорили о разрушительных набегах джунгар, были из Среднего жуза. Именно казахи Среднего жуза больше всех пострадали от джунгар, а из-за того, что представили этого жуза впоследствии составили большую часть казахской интеллигенции, этот миф стал общенациональным.

— О периоде голода 30-х годов ХХ века в СССР до сих пор нет четких общепринятых формулировок. В Казахстане народ называет эти события «голодомором», а Европарламент признал его «геноцидом» в Украине.

— Этот вопрос больше касается политических оценок. А я, как исследователь, могу сказать, что голод был, однако точного количества жертв не названо. Считается, что в данный момент о голодоморе изучено около 10-15% документов.

Как-либо называть это событие будут не профессиональные историки, а политики и идеологи. Мы стараемся не давать эмоциональных красок в терминах.

От голода тех годов умирали все советские народы. Поэтому я не думаю, что у советских властей была задача уничтожить именно казахский народ. Скорее, их целью было сломать кочевое общество, сделать его индустриальным, подчиняющимся центральной власти.

— Правда ли, что изображения Абылай хана недостоверны, а для написания его портретов художники срисовывали образ с его внука — Шокана Уалиханова?

— Да. Портреты Абылай хана абсолютно недостоверны. Также существует антропологическое исследование Оразака Исмагулова, благодаря которому мы узнали, что Абылай хан хромал и имел несколько физических увечий.

— Чем отличаются исторические мифы, которые сформировались в советское время, от тех, что формируются сейчас?

— В советское время мифы были государственными: власти навязывали их и внедряли в школьную программу. Сейчас такого не наблюдается и подобные мифы распространяются только «в народе».

— Какие казахские мифы были самыми популярными во времена СССР?

— Тогда не существовало такого предмета, как история Казахской ССР, поэтому исторических мифов практически не было.

Казахская история была представлена в советских учебниках, только если касалась истории России.

Также в те времена запрещали изучение Золотой Орды. Можно сказать, нас идеологически «отрезали» от нее, намеренно игнорируя исторический период между тюркскими каганатами и Казахским ханством.

— Вы говорили в одном из ваших интервью, что откочевка ханов Жанибека и Керея от ханства Абулхаира — это миф. Как тогда сформировалось казахстанское ханство?

— Да. Откочевки скорее всего не было, так как в списке 200 эмиров Абулхаира никогда не упоминались ни Жанибек, ни Керей, ни Кобланды, ни Акжол. А недавно мы нашли китайские источники, которые упоминают Керея и Жанибека как правителей города Илибалык, ханами они стали после смерти Абулхаир хана. По моему мнению, они бежали в Могулистан после того, как сыновья Едыге убили их отцов Барака и Булата.

— Какая категория людей наиболее подвержена влиянию исторических мифов, и чем это может быть обусловлено?

— Все люди подвержены влиянию исторических мифов. Мы не хотим тратить много времени на то, чтобы разбираться в исторических событиях, поэтому нам легче понять и запомнить исторические мифы, нежели историческую истину.

К тому же вся школьная программа по истории Казахстана основана на советских источниках и мифах. Только сейчас поднимается вопрос о написании новой академической истории Казахстана, но как госстандарт она появится только через несколько лет.

— Какой период истории Казахстана обрастает мифами чаще других?

— Я считаю, что это период Казахского ханства.

Мифы возникают в ответ на пустоту, которую нужно заполнить.

Государство должно финансировать изучение первоисточников и заполнение этих пустот фактами. Власти обратили на это внимание только сейчас, но важно понимать, что история — инертная и долгоиграющая наука, и, чтобы получить результаты исследований, нужно будет долго ждать.

— Через сколько лет о событиях текущего времени будут формироваться исторические мифы?

— Они формируются уже сегодня. Мне кажется, процесс становления мифа о Динмухамеде Кунаеве как об идеальном правителе уже завершен.

Как можно предотвратить появление исторических мифов?

— Нам необходимо создать агентство или историческое общество по популяризации национальной истории. Из-за отсутствия такого органа существует разрыв между профессиональным сообществом и людьми, которые хотят узнавать качественную достоверную информацию.

Статьи STEPPE

Партнерский

«Амбассадор нежности и ее проявления»: как рекламные кампании Milka побуждают людей заботиться друг о друге

Почему Milka раздает любовь и заботу, как зовут главный символ бренда — изображенную на упаковке корову, и какая философия рекламных интеграций помогла компании завоевать две премии Effie?

13 минут
13 минут

Стартапы против кризиса: спасение лесов с помощью отходов, молекулы в борьбе против рака и приложение с самыми безопасными маршрутами

Критерий отбора стартапов в этот дайджест прост: если в мире появился стартап, нацеленный на борьбу с любым кризисом в нашей жизни, о нем стоит рассказать.

12 минут
12 минут
Партнерский

Жаңа жылға сыйлық ретінде қандай ноутбук алған дұрыс?

Гаджеттер мен комппьютерлік құрылғылар Жаңа жылға таман дәстүрлі түрде ең қалаулы сыйлықтар қатарына кіріп жүр. Осы маусымда ғана емес, көп жыл бойы иесін қуанта алатын сыйлық ретінде қандай компьютер таңдауға болады – сол туралы айтып бермекпіз.

8 минут
8 минут

Профессия, которая передается из «рук в руки»: интервью с реставратором Анной Степенко

О разрушенных картинах, обучении и правилах реставрации.

11 минут
11 минут