Подборка ко Дню независимости: что смотреть, читать и слушать
В преддверии Дня независимости собрали подборку, которая поможет погрузиться в культуру и историю страны через книги, фильмы и...
Музыкальная резиденция для современных композиторов Batyr Lab может показаться, исходя из названия, сугубо академическим проектом с характерным для него форматом, что связано со словом «композитор».
Когда мы его слышим или читаем, в голове появляется образ деятеля академического искусства с профильным образованием, пишущего музыку. Мы забываем, что главная составляющая любого композитора — наличие таланта и умение осознанно выстраивать музыкальную композицию.
Какими средствами он воплощает свои идеи и замысел — вопрос времени и возможностей. Поэтому в контексте нашего времени данное понятие вызывает много вопросов, требует уточнений и побуждает к переосмыслению его содержания, ведь в основе лежит уже нечто большее, чем было заложено историей.
Программа музыкальной резиденции Batyr Lab, тематика заявленных лекций и встреч с ведущими представителями музыкального искусства и менеджмента демонстрируют органичное и максимально естественное раскрытие творческого потенциала у современных композиторов и нацеленность на формирование компетентного и разностороннего представителя музыкальной индустрии.
Руководитель Фонда имени Батырхана Шукенова Наргиз Шукенова и ее единомышленницы Гаухар Кожашева и Аида Адильбекова открыто заявляют о сложившейся проблеме, связанной с ограниченностью развития музыки и некоторой эстетической и профессиональной дезориентацией ее представителей. То есть, в рамках реального времени композитор должен быть мультиканальным. Он должен понимать основы музыкального бизнеса и психологии; уметь работать в звукозаписывающих студиях и понимать их внутренние процессы и специфику; экспериментировать с разными музыкальными коллективами и инструментами, звуками, создавая новые сэмплы, треки, сочинения и другое; осмыслять своё место в современной музыкальной культуре не только Казахстана, но и в мировом контексте; анализировать предпочтения слушательской аудитории; сочинять актуальный и идейный репертуар с сохранением своего стиля и музыкального языка. В качестве итога вышеперечисленного я бы добавил — продвигать своё творчество с обязательным получением компенсации.
Для понимания актуальности этого проекта и его наполненности, необходимо расставить смысловые акценты.
Первое, на что стоит обратить внимание, это состав участников-композиторов. Большая часть резидентов — музыканты, композиторы и профессиональные исполнители в одном лице, хотя и с совершенно разной апробацией. Такое решение членов отборочной комиссии Алекса Николаева, Бауржана Шукенова, Раушан Джуманиязовой и Нурбергена Махамбетова может показаться не совсем логичным, но по-настоящему оправданным. Это осознанная коллаборация, способная дать впечатляющий результат!
Второе — это задачи, поставленные перед участниками: понимать основы музыкального бизнеса для самостоятельной работы и осмысления своей деятельности; умение работать в звукозаписывающих студиях с соответствующей аппаратурой; понимать специфику музыкальных инструментов.
Резидентам предоставлялась полная свобода действий для решения поставленных задач: выбор времени для работы с музыкальными коллективами в студии, стиля и способа написания, создание творческого союза с единомышленниками, проверка себя в живом творческом процессе, обсуждения полученной информации с профессиональными музыкантами.
Третье — установление объективной обратной связи от мастеров, а для тех, кто приходит к данной деятельности впервые, не имея музыкального образования — получить свежий опыт и необходимые средства для дальнейшей работы.
В музыкальную резиденцию Batyr Lab были приглашены: Алекс Николаев — основатель и ведущий эксперт консультационного бюро в сфере музыкального бизнеса InSimple; Александр Lay-far — московский DJ и продюсер, основатель лейбла In-Beat-Ween Music; Куат Шильдебаев — универсальный композитор, работающий в разных музыкальных жанрах и стилях; Санжар Байтереков — современный академический композитор, получающий множество заказов из-за рубежа на создание музыки; Ерболат Беделхан — продюсер группы Ninety One. Среди музыкальных коллективов — Государственный квинтет деревянных духовых инструментов Жаната Ерманова, Брасс-бэнд Нурболсына Толеухана.
Александр Lay-Far
«Участникам были созданы максимально комфортные условия для работы во всевозможных направлениях и с разными людьми. Хотелось, чтобы они раскрыли себя с новой стороны, с такой, которую не воспринимает рынок или пока еще не позволяют реализовать какие-либо собственные установки», — отметила Наргиз.
Главное — воспринимать резиденцию не как арену для соревнования, а как возможность поделиться опытом и осуществить творческое объединение между композиторами, в котором так нуждается современность.
Наргиз Шукенова
Дария Нуртазина — экспериментатор в области звука, изучающая его природу и перерождение в нечто новое; Виктория Пак — «философ» слова, с чистыми и возвышенными намерениями и светлым голосом, поющая и пишущая тексты о важных жизненных моментах совершенно простым языком.
Дария Нуртазина aka K.O.K.O.N.J.A и Виктория Пак
Сатжан Шаменов, Шырын Базаркулова — композиторы, работающие не только в классическом направлении, но и создающие музыкальные кроссоверы – этно-фьюжн (вокальный и инструментальный), переложения казахских народных песен для разных составов.
Сатжан Шаменов и Шырын Базаркулова
Женис Нургали, Асия Оспанова и Назия Альжанова — композиторы и вокальные исполнители, представляющие музыку песенного жанра разных направлений.
Жеңіс Нургалиев, Асия Оспанова, Назия Альжанова
Дамир Уйсумбаев выделяется наличием ярких и резко-константных компонентов в своих инструментальных сочинениях. Арыстанбек Абай — композитор пытливого ума, с перспективой работать в современных техниках письма, его музыкальный язык уже достаточно выразительный и запоминающийся. Константин Кохан – саунд-продюсер, композитор, воссоздающий в своих сочинениях звучавшую и четко выстроенную матрицу, работающий в звукозаписывающих студиях с электронным материалом.
Дамир Уйсумбаев, Арыстанбек Абай, Константин Кохан
Алекс Николаев характеризует участников так:
«Дария — необычная, ее эксперименты со звуками выглядят уже качественно. Такого рода эксперименты весьма востребованы среди определённой аудитории и их можно смело предлагать, как минимум на Bandcamp. Поразил вокал Вики, мне удалось ее услышать в один из вечеров, когда ребята импровизировали. Ася обладает своим шармом в русскоязычном материале, а ее итальянские песни могут занять достойное место на международном рынке. Дамир пишет немного брутально и в тоже время глубоко, интересно, это черта его темперамента, которая находит свой выход в творчестве. Очень импонирует Шырын из SAZ AND SOUL, впечатляет их разноплановость творчества, есть и крупные академические формы, и близкие к funk music. Константин — его семейный проект имеет большое значение, стоит отметить его желание помочь каждому участнику в вопросах сведения звука и записи, быстро подстраиваемый, хорошо чувствующий окружающих, умеет слушать и слышать. Назия пишет хорошую джазовую музыку, харизматичная с ярким вокальным тембром. Возможно, мы скоро услышим её новый секретный проект. Сатжан играет очень хорошо, отличается своей музыкальностью, умением органично сочетать фьюжн с фольклорной музыкой. Женис — яркий представитель соул сцены, и в Казахстане, и за его пределами может хорошо реализоваться. Арыстанбек — его музыка интересная, он системно мыслящий композитор, я бы назвал его «Сакамото в начале пути!»», — заключил он.
Первый день музыкальной резиденции Batyr Lab включал в себя знакомство участников с организаторами лаборатории, начало тренинга от Алекса Николаева; вводный инструктаж по работе в студии от звукорежиссеров Алексея Коваль и Михаила Самойленко, селф-презентацию резидентов перед членами жюри. Каждый из выступающих рассказывал о реализованных проектах и замыслах, демонстрировал собственные сочинения, большая часть из которых песенного жанра, некоторые инструментальные — академического, этно-джазового, этно-рок, джазового и саунд-арт направлений.
Алекс Николаев
Со второго по седьмой день в музыкальной резиденции Batyr Lab велась активная работа в музыкальных студиях над записью композиций участников, продолжалось изучение основ музыкального бизнеса с Алексом Николаевым, проводились встречи с ведущими композиторами и представителями музыкальной академической и поп-индустрий, а в последние дни совместно Александром Lay-far изучались способы реализации музыкальных идей в студии с последующим выходом на международную арену.
Государственный квинтет деревянных духовых инструментов
под руководством Жаната Ерманова
Тренинг и лекции Алекса Николаева отличались особой теплотой подачи материала и большим профессионализмом, подкрепленным жизненными примерами и фактами из собственного опыта, которого порой не хватает молодым начинающим артистам. Вопросы авторского права, соавторства и юридической фиксации своего продукта, регистрации материала, исполнения, записи и многое другое вызывали большой интерес у слушателей курса. Главная задача данного тренинга — научить композиторов этично обращаться с чужим материалом и уметь защитить свой, создавать нужный на сегодняшний день репертуар и продвигать его для заработка.
Ежедневно каждому участнику предоставлялся час работы для записи сочинений в звукозаписывающих студиях, которые были оборудованы в природном парке Марал-Сай: одна в коттедже, вторая — в юрте, что создало особую рабочую атмосферу. Композиторы сотрудничали с Государственным квинтетом деревянных духовых инструментов Жаната Ерманова и Брасс-бэндом Нурболсына Толеухана. Каждый из коллективов начинал работу с вводной презентации о составе ансамбля, специфике инструментов, их функциональности и исполнительских возможностях. Подобная работа была очень полезна современным композиторам, особенно тем, кто недостаточно понимает и знает специфику этих инструментов.
Виктория Пак, Нурболсын Толеухан, Виктория и Наргиз
После из репертуара данных коллективов были исполнены сочинения для участников, чтобы те смогли в полной мере осознать, с чем им предстоит работать. Усилить ознакомительный процесс можно было бы наглядными визуальными материалами (презентацией с видео, наглядной информацией о диапазонах звучащих инструментов, обозначениях штрихов и разъяснениями их художественного значения и др.), что помогло бы закрепить полученные знания. Также, в дополнение к этому, рассмотреть возможность индивидуальной работы с исполнителями вне студийного времени для доработки материалов.
В студии музыкантам сразу же приходилось записывать партитуру, импровизировать, фиксировать полученный результат, что было достаточно сложно.
Дамир Уйсумбаев, Дария Нуртазина, Константин Кохан, Арыстанбек Абай, Назия Альжанова
Одной из положительных сторон музыкальной резиденции стали вечерние творческие встречи с композиторами: Куатом Шильдебаевым, который презентовал свои сочинения, написанные в разных жанрах и стилях (от массовых до академических), и Санжаром Байтерековым, представившим в полной мере весь исторический вектор музыкального языка и композиторской деятельности и закрепившим это сочинениями современных авторов (Сергея Кима и Айгерим Сеиловой); и продюсером группы «Ninety One» — Ерболатом Беделханом, поведавшим о том, как саморазвитие помогло ему и его продукту быть востребованными в музыкальной индустрии. Каждый из гостей рассказал о своем опыте, возможностях и способах реализации творческих идей.
Ерболат Беделхан, Антон Сомов
Тренинг Александра Lay-far на темы «Техника поиска и реализации музыкальных идей», «Студия как инструмент», «Выход на международную арену» вырисовывает общую картину по развитию и совершенствованию творческого процесса как для поп-исполнителей, так и для классических. Его творческий подход интересен и уникален одновременно, так как он сам себя продюсирует и продвигает. Он, как и многие из участников, не профессиональный академический музыкант. Многие вещи делает спонтанно, не опираясь на четкие музыкальные навыки и знания.
Жанат Ерманов и Дамир Уйсумбаев, Назия Альжанова, Асия Оспанова
Таким образом, музыкальная резиденция для современных композиторов Batyr Lab — это первый на территории Казахстана проект, направленный на развитие и совершенствования творчества наших современных композиторов единовременно в разных направлениях – джаз, классика, поп, этно-рок, арт-хаус и других. Данная идея и ее реализация позволили убедиться в том, как важно двигаться в ногу со временем, следить за тем, что происходит на рынке и в музыкальной индустрии.
«Batyr Lab — это качественный, хорошо организованный проект, — говорит Алекс Николаев. — Мы наблюдали, как день за днём участники всё больше взаимодействовали друг с другом, а организаторы искали больше идей для объединения участников и совместных активностей. Такими активностями, стали джемы и спонтанные совместные работы над записью, развивающие мастер-классы и дыхательные практики, которые проводили сами участники. Совместная работа над проектами — это очень важно. Как мне кажется, другой ключевой момент — приглашение мастеров, которые, работая с резидентами на протяжении всего времени проекта, создавали совместный продукт.
Общее ощущение и впечатление от участников осталось очень положительным. Все достойны внимания. Не терпится увидеть их совместные проекты. Уверен, после такой резиденции они непременно появятся».
Асия Оспанова, Сатжан Шаменов
«Резиденция Batyr Lab — это микс музыкантов, которых удалось собрать воедино. В связи с этим сложно адекватно оценить, реализуется эта идея или нет. Любые эксперименты и коллаборации в данном проекте могут показаться кому-то странными, но, наблюдая за участниками в процессе отбора и на селф-презентации, могу сказать, что у них все получится. Таких лабораторий, как Batyr Lab, где можно объединить совершенно разных и экспериментирующих композиторов, с хорошим музыкальным вкусом — нет.
Музыка, как всем нам известно, — это универсальный язык. В связи с этим не имеет значения, кто в каком жанре работает. Если у композиторов резиденции получится соединять в своем творчестве разные жанры и услышать мысли других авторов, то это уже большой успех для Batyr Lab. Верю, что этот проект станет доброй традицией для всех нас», — член жюри Нурберген Махамбетов.
Для дальнейшей работы композиторы получат гранты на продвижение созданных сочинений в рамках музыкальной лаборатории с участием духовых инструментов. Отдельно хотелось бы отметить и поблагодарить менеджера Дарью Кортикову, которая курировала лекции и тренинг Алекса Николаева, видеографа музыкальной резиденции — Рустама Абенова и фотографа — Бауыржана Сабитова, а также DJ Togzhan Kassen и DJ Aki за музыкальные вечера на Batyr Lab.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)