Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
Норман Толман — эксперт в области печатной японской графики и искусный арт-дилер. Он приехал в Японию с дипломатической миссией и остался там жить. Начало сотрудничества Толмана и Шиноды — это удивительная история, достойная мемуаров.
В этом году Токо Шиноде исполнилось 104 года. В своих картинах она соединяет технику каллиграфии и абстрактного экспрессионизма. Токо Шинода — это живая легенда, её графические листы и живопись представлены во многих ведущих музеях Азии, Европы, Америки, украшают дом Императора Японии, коллекцию Рокфеллера и других королевских особ разного калибра. Ее дядя был официальным художником 122-го Императора Японии — Мэйдзи.
Вторая участница выставки — Норико Саито является обладательницей Гран-При XII Международной графической Биеннале «Сухая игла» в Узице.
Токо Шинода и Её Величество Митико
Нормана часто спрашивают, как ему удалось стать торговым представителем всемирно известной художницы Токо Шиноды и почему он решил устроить выставку в Казахстане. Даже образованные люди иногда не знают, где находится страна с желто-голубым флагом. Он им отвечал, что нужно найти Монголию на карте и левее от неё находится Казахстан.
Норман работает в кругу двух своих помощников, с которыми у него доверительные отношения. Ему 81 год, он ведет активную жизнь и постоянно сидит на чемоданах. За последние пять лет он объездил 50 стран мира. Когда у гос-на Толмана появилась мысль сделать выставку в Казахстане, он связался с дочерью Эллисон, которая проживает в Нью-Йорке и ведет галерейный бизнес. Он вышел на связь с арт-центром Kazarian Art Center в Алматы и его сразу зацепила широта предлагаемого пространства. Стоит сказать, что галереи в Токио известны своими маленькими размерами и габаритами.
Норман Толман начинал с карьеры дипломата. Несмотря на привилегированную должность, зарплата была маленькой. Норман решил, что если он продолжит свою дипломатическую карьеру, получая повышение один раз в год, он не сможет оплачивать учебу двух дочерей. Он попрощался с мечтой стать послом и ушел в частный бизнес. Из 11-комнатной квартиры, которую для него снимало посольство в Киото, он перебрался в небольшую квартиру в Токио и стал работать репортером.
Норман каждое утро видел одну маленькую женщину на улице и здоровался с ней, но она благополучно игнорировала его. На четвертый день безуспешных приветствий он решил больше никогда не говорить с ней.
Однажды Норман был приглашен на мероприятие, чтобы интервьюировать одну уважаемую художницу. Это была Токо Шинода, и она оказалось той маленькой женщиной, которая пренебрегала его приветствиями. «Я никогда не здороваюсь с теми, кто официально мне не представлен» — сказала она. Это дама сразу показала, какой уровень воспитания она получила в детстве.
Токо Шинода
Норман понимал, что это непростой человек. Шинода никогда не была замужем и с молодости была очень популярна и успешна. В 1956 году она выехала в Нью-Йорк. Это была редкость в послевоенные годы, потому что вся Япония находилась в руинах. Токо посчастливилось попасть в галерею Бетти Парсонс. Это самая известная галеристка, которая поддерживала абстрактных экспрессионистов: Джексона Поллока, Марка Ротко и Джаспера Джонсона.
Бетти Парсонс
В 50-60-х Бетти были на пике популярности. И Токо Шинода влилась в их художественное сообщество. На тот момент у нее было несколько персональных выставок в Токио. Она была красивой и элегантной женщиной и получила огромное расположение в галереях Нью-Йорка. Она носила удивительные и дорогие японские кимоно и многие преклонялись перед ней. Токо Шинода осталась сотрудничать с Бетти Парсон и на протяжении 10 лет разрывалась между Нью-Йорком и Токио. Вскоре она решила определиться с постоянным местом жительства и осталась в Японии.
На момент встречи Токо Шинода была художницей с мировым именем, а Норман Толман был начинающим арт-дилером. Норман во время обеда, на котором присутствовала Токо Шинода, осмелился предложить ей сотрудничество. В японской культуре есть обычай, когда женщина поднимает вверх пояс кимоно, чтобы показать, что ее воля не подлежит обсуждению. Токо опустила свой пояс вниз и сказала, что если он хочет обсудить с ней сотрудничество, то он должен принести ей 5 миллионов йен (40 тысяч долларов на тот момент).
Норман собрал необходимую сумму, положил деньги в хозяйственную сумку и пришел к ней снова. Она взвесила сумку руками и сказала: «Да, похоже на то, что здесь 5 миллионов йен».
За пять миллионов йен был куплен «входной билет» в ее мастерскую. Во время обеда Норман очаровал Токо Шиноду и она разрешила ему посетить мастерскую и отобрать работы. Таким образом Нормам стал обладателем огромной пачки графических листов художницы. Он взял их и тут же объявил, что в ближайшее воскресенье в его галерее состоится презентация ее работ. Художница удивилась и сказала, что к презентации ее работ люди готовятся месяцами. Норман в свою очередь заявил, что не может ждать дольше.
Выставка состоялась в воскресенье и Норман пригласил на презентацию всех, кого мог вытянуть, подключив свои связи. В пять часов Шинода приехала и искала свои работы. Все картины были проданы. Токо была необычайно удивлена и поражена. С этого приятного проекта началось их уже 40-летнее сотрудничество.
Шинода — любимый художник Толмана, он уважает ее и понимает всю величину ее таланта. И считает ее своим единственным учителем, благодаря которой он стал успешным арт-дилером.
«Считаю, что галерейный бизнес имеет огромные перспективы и потенциал, потому что это бизнес, на котором действительно можно заработать. В галерею приходят люди, которые интересуются искусством и покупают картины. Токио — это густонаселенный мегаполис и около 450 тысяч иностранцев живет в столице Японии. Наша маркетинговая стратегия заключается в том, что мы рекламируем своих художников именно среди иностранцев. За мной закрепилась репутация честного и порядочного арт-дилера и люди хотят покупать картины у меня. Люблю провоцировать людей и задавать им встречный вопрос: «А вы уверены в этом? Все еще хотите купить у меня картину?».
Работы Токо — это картины и литографии — печатная графика, дополненная авторскими мазками. Специально для выставки в Алматы были созданы живописные работы на рисовой бумаге с покрытием из серебряной фольги.
От 6 тысяч долларов за графические листы. Имею право ожидать, что продажа работ Токо Шиноды в Казахстане будет успешной. И это не кокетство, а серьезное заявление.
Токо Шинода в прошлом занималась литографией. Это способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. На пластину наносится краска, которая отпечатывается на листе и художник имеет возможность делать до 50 копий картины с одной пластины. На каждую из копий Шинода наносит индивидуальный штрих. И за счет этих штрихов каждый из этих графических листов уникален. Художница перестала создавать литографию в 2007 году и преимущественно занимается живописью.
Токо Шинода «Драма»
В состоянии полумедитации художница одним точным размеренным жестом делает штрих кистью. Она работает в классической традиционной японской технике «сумиэ», но использует не обычные краски, а древние чернильные камни. Ее фирменный красный цвет — это чернильный камень времен династии Минь, которому более четырехсот лет.
Токо Шинода «Мичиноку»
На выставке «Sixty Years Of Japanese Art» также представлены работы более молодой японской художницы — Норико Саито. В этом году она завоевала Гран-При XII Международной Биеннале в Словакии. Норико работает в жанре печатной графики в технике «сухой иглы».
Норико Саито Sun Sun Sun
Это техника гравирования на металле, основанная на процарапывании остриём твёрдой иглы штрихов на поверхности металлической доски. Через цинковую пластину и остро заточенное перо выцарапывается рисунок и часть картины окрашивается. При технике «сухой иглы» на металле остаются заусенцы, которые дают эффект мягкости. В творчестве Норико главную роль играет «солнце» и его символы.
Норико Саито
Я продал около 10 тысяч графических работ госпожи Шиноды и тысячу живописных работ. Сложно сказать, какая из них самая лучшая и известная. Можно предположить, что это те работы, которые купил Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
Произведения Токо Шиноды находятся в коллекциях Albright-Knox, the Art Institute of Chicago, the Tokyo National Museum of Modern Art, Национального музея Сингапура, the Museum fur Ostasiatische Kunst, художественнаой галерее Йельского университета, а также в постоянных коллекциях Rockefeller и Ford foundations, японского императорского двора, музея Guggenheim, Haifa Art Museum, Cincinnati Art Museum, Hague Museum и MOMA Нью-Йорк. Ее легендарность трудно переоценить – она является единственным человеком в Японии, чей портет прижизненно увековечен на почтовых марках.
«Считаю своим большим достижение то, что при жизни были напечатаны 10 марок с изображением художницы и ее картинами. Это беспрецедентный случай для Японии, ранее на марках печатали изображения ушедших людей» — говорит Норман Толман.
У Токо Шиноды нет последователей и она категорически против их обучения. Её работы говорят больше, чем она сама может сказать. Это распространяется даже на персон королевской семьи. Одну ее выставку, в честь открытия японского банка, посетил сам Император Японии. Его Высочество изъявил желание, чтобы Тока Шинода провела его по выставке и рассказала о своих работах. Она ответила, что ее работы говорят сами за себя и сообщила, что мистер Толман может ему оказать внимание. Таким образом, мне удалось целый час провести время наедине с Императором (смеется).
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)