Мировые легенды в галерее Алматы: арт-дилер Норман Толман привез работы Токо Шиноды

8 минут Аруна Алимтаева
Мировые легенды в галерее Алматы: арт-дилер Норман Толман привез работы Токо Шиноды
Справка:

Норман Толман — эксперт в области печатной японской графики и искусный арт-дилер. Он приехал в Японию с дипломатической миссией и остался там жить. Начало сотрудничества Толмана и Шиноды — это удивительная история, достойная мемуаров.

В этом году Токо Шиноде исполнилось 104 года. В своих картинах она соединяет технику каллиграфии и абстрактного экспрессионизма. Токо Шинода — это живая легенда, её графические листы и живопись представлены во многих ведущих музеях Азии, Европы, Америки, украшают дом Императора Японии, коллекцию Рокфеллера и других королевских особ разного калибра. Ее дядя был официальным художником 122-го Императора Японии — Мэйдзи.

Вторая участница выставки — Норико Саито является обладательницей Гран-При XII Международной графической Биеннале «Сухая игла» в Узице.

Токо Шинода и Её Величество Митико

Токо Шинода и Её Величество Митико

Бросить всё и уйти в бизнес

Нормана часто спрашивают, как ему удалось стать торговым представителем всемирно известной художницы Токо Шиноды и почему он решил устроить выставку в Казахстане. Даже образованные люди иногда не знают, где находится страна с желто-голубым флагом. Он им отвечал, что нужно найти Монголию на карте и левее от неё находится Казахстан.

Норман работает в кругу двух своих помощников, с которыми у него доверительные отношения. Ему 81 год, он ведет активную жизнь и постоянно сидит на чемоданах. За последние пять лет он объездил 50 стран мира. Когда у гос-на Толмана появилась мысль сделать выставку в Казахстане, он связался с дочерью Эллисон, которая проживает в Нью-Йорке и ведет галерейный бизнес. Он вышел на связь с арт-центром Kazarian Art Center в Алматы и его сразу зацепила широта предлагаемого пространства. Стоит сказать, что галереи в Токио известны своими маленькими размерами и габаритами.

Норман Толман

Норман Толман начинал с карьеры дипломата. Несмотря на привилегированную должность, зарплата была маленькой. Норман решил, что если он продолжит свою дипломатическую карьеру, получая повышение один раз в год, он не сможет оплачивать учебу двух дочерей. Он попрощался с мечтой стать послом и ушел в частный бизнес. Из 11-комнатной квартиры, которую для него снимало посольство в Киото, он перебрался в небольшую квартиру в Токио и стал работать репортером.

Норман Толман

Норман каждое утро видел одну маленькую женщину на улице и здоровался с ней, но она благополучно игнорировала его. На четвертый день безуспешных приветствий он решил больше никогда не говорить с ней.

Мировая звезда и безымянный арт-дилер

Однажды Норман был приглашен на мероприятие, чтобы интервьюировать одну уважаемую художницу. Это была Токо Шинода, и она оказалось той маленькой женщиной, которая пренебрегала его приветствиями. «Я никогда не здороваюсь с теми, кто официально мне не представлен» — сказала она. Это дама сразу показала, какой уровень воспитания она получила в детстве.

Токо Шинода

Токо Шинода

Норман понимал, что это непростой человек. Шинода никогда не была замужем и с молодости была очень популярна и успешна. В 1956 году она выехала в Нью-Йорк. Это была редкость в послевоенные годы, потому что вся Япония находилась в руинах. Токо посчастливилось попасть в галерею Бетти Парсонс. Это самая известная галеристка, которая поддерживала абстрактных экспрессионистов: Джексона Поллока, Марка Ротко и Джаспера Джонсона.

Бетти Парсонс

Бетти Парсонс

В 50-60-х Бетти были на пике популярности. И Токо Шинода влилась в их художественное сообщество. На тот момент у нее было несколько персональных выставок в Токио. Она была красивой и элегантной женщиной и получила огромное расположение в галереях Нью-Йорка. Она носила удивительные и дорогие японские кимоно и многие преклонялись перед ней. Токо Шинода осталась сотрудничать с Бетти Парсон и на протяжении 10 лет разрывалась между Нью-Йорком и Токио. Вскоре она решила определиться с постоянным местом жительства и осталась в Японии.

Токо Шинода
На момент встречи Токо Шинода была художницей с мировым именем, а Норман Толман был начинающим арт-дилером. Норман во время обеда, на котором присутствовала Токо Шинода, осмелился предложить ей сотрудничество. В японской культуре есть обычай, когда женщина поднимает вверх пояс кимоно, чтобы показать, что ее воля не подлежит обсуждению. Токо опустила свой пояс вниз и сказала, что если он хочет обсудить с ней сотрудничество, то он должен принести ей 5 миллионов йен (40 тысяч долларов на тот момент).

Норман собрал необходимую сумму, положил деньги в хозяйственную сумку и пришел к ней снова. Она взвесила сумку руками и сказала: «Да, похоже на то, что здесь 5 миллионов йен».

Норман Толман
За пять миллионов йен был куплен  «входной билет» в ее мастерскую. Во время обеда Норман очаровал Токо Шиноду и она разрешила ему посетить мастерскую и отобрать работы. Таким образом Нормам стал обладателем огромной пачки графических листов художницы. Он взял их и тут же объявил, что в ближайшее воскресенье в его галерее состоится презентация ее работ. Художница удивилась и сказала, что к презентации ее работ люди готовятся месяцами. Норман в свою очередь заявил, что не может ждать дольше.

Выставка состоялась в воскресенье и Норман пригласил на презентацию всех, кого мог вытянуть, подключив свои связи. В пять часов Шинода приехала и искала свои работы. Все картины были проданы. Токо была необычайно удивлена и поражена. С этого приятного проекта началось их уже 40-летнее сотрудничество.

Токо Шинода

Шинода — любимый художник Толмана, он уважает ее и понимает всю величину ее таланта. И считает ее своим единственным учителем, благодаря которой он стал успешным арт-дилером.

Успешность галерейного бизнеса в современном мире

«Считаю, что галерейный бизнес имеет огромные перспективы и потенциал, потому что это бизнес, на котором действительно можно заработать. В галерею приходят люди, которые интересуются искусством и покупают картины. Токио — это густонаселенный мегаполис и около 450 тысяч иностранцев живет в столице Японии. Наша маркетинговая стратегия заключается в том, что мы рекламируем своих художников именно среди иностранцев. За мной закрепилась репутация честного и порядочного арт-дилера и люди хотят покупать картины у меня. Люблю провоцировать людей и задавать им встречный вопрос: «А вы уверены в этом? Все еще хотите купить у меня картину?».

Стоимость картин Токо Шиноды

Работы Токо — это картины и литографии — печатная графика, дополненная авторскими мазками. Специально для выставки в Алматы были созданы живописные работы на рисовой бумаге с покрытием из серебряной фольги.

Норман Толман

От 6 тысяч долларов за графические листы. Имею право ожидать, что продажа работ Токо Шиноды в Казахстане будет успешной. И это не кокетство, а серьезное заявление.

Техника рисования художниц из Японии

Токо Шинода в прошлом занималась литографией. Это способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. На пластину наносится краска, которая отпечатывается на листе и художник имеет возможность делать до 50 копий картины с одной пластины. На каждую из копий Шинода наносит индивидуальный штрих. И за счет этих штрихов каждый из этих графических листов уникален. Художница перестала создавать литографию в 2007 году и преимущественно занимается живописью.

Токо Шинода «Драма»

Токо Шинода «Драма»

В состоянии полумедитации художница одним точным размеренным жестом делает штрих кистью. Она работает в классической традиционной японской технике «сумиэ», но использует не обычные краски, а древние чернильные камни. Ее фирменный красный цвет — это чернильный камень времен династии Минь, которому более четырехсот лет.

Токо Шинода «Мичиноку»

Токо Шинода «Мичиноку»

На выставке «Sixty Years Of Japanese Art» также представлены работы более молодой японской художницы — Норико Саито. В этом году она завоевала Гран-При XII Международной Биеннале в Словакии. Норико работает в жанре печатной графики в технике «сухой иглы».

Норико Саито Sun Sun Sun

Норико Саито Sun Sun Sun

Это техника гравирования на металле, основанная на процарапывании остриём твёрдой иглы штрихов на поверхности металлической доски. Через цинковую пластину и остро заточенное перо выцарапывается рисунок и часть картины окрашивается. При технике «сухой иглы» на металле остаются заусенцы, которые дают эффект мягкости. В творчестве Норико главную роль играет «солнце» и его символы.

Норико Саито

Норико Саито

Самая известная картина

Я продал около 10 тысяч графических работ госпожи Шиноды и тысячу живописных работ. Сложно сказать, какая из них самая лучшая и известная. Можно предположить, что это те работы, которые купил Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Произведения Токо Шиноды находятся в коллекциях Albright-Knox, the Art Institute of Chicago, the Tokyo National Museum of Modern Art, Национального музея Сингапура, the Museum fur Ostasiatische Kunst, художественнаой галерее Йельского университета, а также в постоянных коллекциях Rockefeller и Ford foundations, японского императорского двора, музея Guggenheim, Haifa Art Museum, Cincinnati Art Museum, Hague Museum и MOMA Нью-Йорк. Ее легендарность трудно переоценить – она является единственным человеком в Японии, чей портет прижизненно увековечен на почтовых марках.

Токо Шинода
«Считаю своим большим достижение то, что при жизни были напечатаны 10 марок с изображением художницы и ее картинами. Это беспрецедентный случай для Японии, ранее на марках печатали изображения ушедших людей» — говорит Норман Толман.

Токо Шинода

У Токо Шиноды нет последователей и она категорически против их обучения. Её работы говорят больше, чем она сама может сказать. Это распространяется даже на персон королевской семьи. Одну ее выставку, в честь открытия японского банка, посетил сам Император Японии. Его Высочество изъявил желание, чтобы Тока Шинода провела его по выставке и рассказала о своих работах. Она ответила, что ее работы говорят сами за себя и сообщила, что мистер Толман может ему оказать внимание. Таким образом, мне удалось целый час провести время наедине с Императором (смеется).
 

Статьи STEPPE

Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Партнерский

Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать

Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...

5 минут
5 минут
«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей

«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей

30 октября Институт гидробиологии и экологии анонсировал выход фильма «По мелям Каспия - Зов тюленей», который рассказывает о...

5 минут
5 минут
Онлайн-курсы — очередной обман или пора присоединяться?
Партнерский

Онлайн-курсы — очередной обман или пора присоединяться?

Про онлайн-курсы в Казахстане сегодня говорят много и с разных сторон. Есть факт: рынок постепенно, но уверенно растет...

7 минут
7 минут
Как прошел осенний шоукейс резиденции BATYR LAB empowered by Visa с Иваном Дорном в Алматы

Как прошел осенний шоукейс резиденции BATYR LAB empowered by Visa с Иваном Дорном в Алматы

Общественный фонд имени Батырхана Шукенова при поддержке лидера индустрии цифровых платежей Visa и бренда Tic Tac организовал...

2 минуты
2 минуты