Как выйти на Kickstarter, если ты не в США

6 минут Алёна Ткаченко
Как выйти на Kickstarter, если ты не в США

Power WiFi  занимается тем, что позволяет компаниям и путешественникам экономить на расходах на интернет за рубежом. В середине октября они запускают краудфандинговую кампанию на Kickstarter, о чем Алена Ткаченко рассказывает «Степи».

Начать я хочу с большого дисклеймера: мы еще в процессе, и я, скорее, хочу поделиться тем, что мы уже знаем и во что верим, чем рассказать историю успеха на миллион. Миллион тоже должен быть, но чуть позже.

Вообще, сделать успешный проект вне рамок Казахстана — моя личная навязчивая идея. Именно следуя ей, мы с моим со-основателем — Кайратом Ахметовым придумали Power WiFi.

Каждый из нас много путешествует и не раз сталкивался с тем, что в благополучном зарубежье ты либо платишь за интернет втридорога (в штатах счет за симку с 4 гб трафика вполне выйдет на 25-40$ + готовьтесь потратить время на ее регистрацию), либо думаешь сэкономить, пользуясь wi-fi, а в итоге больше тратишь на кофе в Starbucks, который берешь, чтобы посидеть с интернетом, ну или просто бегаешь в поисках скрепки для того, чтобы поменять симку.

Power WiFi же должен был стать таким устройством, которое позволяет тебе пользоваться интернетом по локальным ценам в любой стране мира.

Бросаться в производство сразу с головой было достаточно дорого, да и сам рынок мы еще не очень хорошо знали. Поэтому год назад начали с того, что стали давать уже существующие роутеры в аренду гостям Алматы и Астаны: турист, приехав в аэропорт, брал роутер на столько дней, сколько ему нужно, затем там же сдавал его.

Потом начали работать и с крупными компаниями, чьи сотрудники выезжают за рубеж, а расходы на интернет-роуминг оказываются неоправданно высокими.

В общем, смотрели, тестировали и все это время думали про зарубежный рынок. Казахстан все-таки хорошая площадка для старта, но рынок для нас — совсем не большой. В конце весны мы-таки собрались с духом, поняв, что основные запросы клиентов нам, в целом, ясны и сказали себе «делаем Kickstarter».

Ниже постараюсь рассказать про основные моменты, с которыми мы столкнулись, и как мы на них смотрим.

Первый вопрос про краудфандинг, думаю, должен звучать так: подумайте — а нужен ли он вам в принципе?

В нашем случае актуальность Kickstarter-а в том, что он позволяет быстро попасть на американский рынок и проверить гипотезу о том, что продукт востребован. Плюс, мы понимаем, как простым языком в рамках короткого ролика рассказать клиенту, для чего нужен продукт.

Однако, по сути это всего лишь еще один способ маркетинга, который нужно оценивать так же, как и другие вам доступные — в рамках инвестиций, доли риска и ожидаемого эффекта.

Если вы изначально понимаете, что ваш продукт — это не сфера B2C, он имеет узкую аудиторию, его невозможно объяснить за 60 секунд и вы хотите выйти, скажем, в ОАЭ — с высокой долей вероятности никакого выхода на краудфандинг вам не нужно.

Второй — как выбирать платформу?

Тут я грубо делю площадки на два типа — локальные (Baribirge, Start time) и международные (Kickstarter, Indiegogo). Зачем нужна локальная площадка — вопрос интересный, учитывая крайнюю малочисленность местных бейкеров (тех, кто даёт деньги), но, наверное, локальным проектам она помочь-таки может.

Международных платформ много, более 600 по миру, но мы смотрели исключительно на рынок США и на 2 самые крупные — Kickstarter и Indiegogo.

В целом, платформы достаточно похожи с точки зрения комиссии, которую они берут, Kickstarter при этом считается более крупной платформой, а также имеет более высокие требования к продукту — у вас должен быть прототип на момент выхода. Indiegogo в этом плане мягче — достаточно идеи, кроме того, механика сбора средств, в отличие от Kickstarter, где ты получаешь деньги, только если достигнешь заявленной цели, позволяет сделать оговорку типа «даже если я соберу меньше указанной суммы — я все равно буду делать этот проект».

В нашем случае выбран был Kickstarter, как более охватная площадка и с учетом того, что готовый прототип уже есть.

Третий — очень важный момент — снимаем розовые очки. 

Доля успешных проектов на Kickstarter — 35%, а если вы хотите сделать гаджет — готовьтесь к 19%. Вот производителям творческих штук, кажется, живется проще — у них цифры 50%+. В любом случае, розовых единорожек вам никто не гарантирует.

Еще один  миф, что Kickstarter позволяет вам выйти куда-то «без бюджета».

Ничего подобного. У нас получилась вполне себе приличная сумма, на которую можно безбедно шиковать на Бали достаточно долгое время. Вдвоем.  

И даже если вы собрали прототип, не потратив ни копейки, самостоятельно сняли и смонтировали ролик, сами сделали фотографии и решили самостоятельно заниматься маркетингом — вам все равно понадобится как минимум регистрация юридического лица в США (читай — стоит денег), минимальный бюджет на рекламу (читай — тоже стоит денег) и много-много собственных трудо-часов (да-да, это тоже расходы).

В общем, если вы видите, что проект на Kickstarter собрал какую-то «совершенно большую сумму денег» — вычтите оттуда 10-12%, которые заберут площадка и платежная система, потом еще 10% на налоги/доставки и так далее, потом — себестоимость продукта, ваши затраты на маркетинг, ваши выплаты агентству, которое с ним помогало. Подумайте еще раз — а оно вам точно надо?

Четвертое — смотрим по сторонам

В Казахстане не так много успешных историй краудфандинга на международных площадках. Две, которые, пожалуй, были наиболее упоминаемыми в медиа — это Orbi Prime (Indiegogo, $335,791, 2016) и Nomadic Empires Watch Collection (Kickstarter, $148,437, 2016). Ну и нельзя забывать про Robo Wunderkind (Kickstarter, $246,612, 2015) — только надо иметь в виду, что, хотя один из его создателей — и из Казахстана, проект был запущен от США и в международной команде.

Успешные истории краудфандинга

Еще штук по 10 неуспешных кампаний можно найти на каждой из площадок. На этом все.

Если смотреть по СНГ — выборка становится больше. В нашем случае — я просто фильтровала проекты по нашему направлению — «техника и электроника», искала успешные и потом писала в личку на фб ребятам кучу вопросов: «А как рекламировали?», «А в чем сложности?» и тд.

В общем, если сделав все это, вы решили, что хотите на Kickstarter — дальше напишу про то, как мы разрабатывали сам продукт и что решили делать с маркетингом, ну и про команду ребят, которые помогают нам все это воплотить в реальность.


В качестве «почитать дополнительно» советую три статьи ниже и, безусловно, гайды, разработанные самими площадками Kickstarter и Indiegogo.

rb.ru — чтобы снять розовые очки

habrahabr.ru — пример из серии, где продукт — игра/софт

republic.ru — пример из серии, где продукт — железо

 

Еще много интересного

Статьи STEPPE

5 новогодних подарков, которые понравятся детям (и не только им)
Партнерский

5 новогодних подарков, которые понравятся детям (и не только им)

Помните, как в детстве мы с нетерпением ждали наступления Нового года, а потом спешили к елке, чтобы распаковать подарки? Мы...

3 минуты
3 минуты
Подборка ко Дню независимости: что смотреть, читать и слушать

Подборка ко Дню независимости: что смотреть, читать и слушать

В преддверии Дня независимости собрали подборку, которая поможет погрузиться в культуру и историю страны через книги, фильмы и...

2 минуты
2 минуты
Гид по профессии: кто такие IT-аналитики и чем они занимаются

Гид по профессии: кто такие IT-аналитики и чем они занимаются

Если вы задумывались, как появляются новые цифровые продукты и сервисы и кто за ними стоит, самое время разобраться в том, кто...

3 минуты
3 минуты
The Sims и культурный след: как игра сформировала ценности и мечты поколений

The Sims и культурный след: как игра сформировала ценности и мечты поколений

The Sims, пожалуй, одна из немногих видеоигр, которая не только изменила индустрию, но и стала мощным культурным феноменом,...

8 минут
8 минут