Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
Пока все приличные девочки мечтали стать актрисами и певицами, играли в куклы и поили плюшевых медведей чаем, я гоняла с мальчишками в футбол и казаки-разбойники, хотела стать путешественником или хотя бы пиратом, лазать по скалам и играть на гитаре у костра в каких-нибудь Альпах. В общем, сцена меня не привлекала от слова «совсем». Однако к 20 годам я познакомилась с современным театром. Ещё пять лет мы с ним играли в увлекательную игру «Я тебя не знаю и знать не хочу». А в 25 я, никогда не мечтавшая об актёрской карьере девочка, вышла на сцену. И уже совсем не хочу с неё уходить. Потому что сцена меняет, заставляет смотреть на мир другими глазами и, как это ни парадоксально, жить легче.
От уговоров друзей-актёров пойти к ним на курсы отмахивалась долго. Но в один прекрасный день осознала, что популяция тараканов в моём черепе разрослась до неприличия, и с этим надо что-то делать. Быстро и, желательно, не сильно болезненно.
По дороге на первое занятие организм ожидаемо впал в истерику. Внутреннее «я», запинаясь и путая слова, спешило убедить «я» внешнее, что в жизни всё прекрасно: и птички поют громко, и погода отличная, и проблем никаких нет. А то, что комплексы какие-то и страхи нервную систему подтачивают — так это поправимо, сами с этим разберёмся. А если и в это не верится, то у нас срочно начала болеть голова, нога, рука, и вообще все силы стремительно покидают бренное тело.
Чувствуя себя шизофреником с раздвоением личности, я всё же потянула на себя массивную железную дверь и… оказалась в другом мире. Погодите вызывать бригаду врачей из лечебницы! Это действительно другая реальность — театр находится в бункере. Для жителя мегаполиса это… кхм.. непривычно. К тому же в помещении нет окон, а вместе с ними — чувства времени. Когда спускаешься в подземелье, загадочным образом все твои переживания остаются на поверхности. Наверное поэтому первое упражнение далось подозрительно легко: вдохнуть, выдохнуть и очистить сознание.
Звенящая пустота в голове тут же заставляет напрочь забыть о том, что ты находишься в прохладном помещении в окружении незнакомых людей, и тебе надо выполнять какие-то нелепые — ну, в этом ты просто уверен первое время — задания. Оказывается, ежедневно в голове скапливается невероятное количество мыслей и эмоций. И все они так или иначе мешают. Но понимаешь это только тогда, когда удаётся отключиться от их шума и влияния. Это первое и, пожалуй, самое важное умение — входить в «состояние ноль». Меня этот навык теперь очень выручает и в шумной редакции, и в какой-то стрессовой ситуации, и когда нужно быстро-быстро отдохнуть после рабочего дня.
А вот дальше стало сложнее. И ещё сложнее. И вообще совсем не так сказочно и легко, как принято думать. Перед тем, как что-то играть, нужно избавиться от зажимов. А для этого их нужно найти. Например, с помощью странного упражнения, которое со стороны выглядит как припадок у глубоко больного создания без суставов и костей в теле. Вообще многие актёрские практики могут показаться сектантскими сборищами или плохо организованной встречей психопатов. И это невероятно смущает. Одно дело — скакать в шаманских танцах под любимую песню в пустой квартире, и совсем другое — делать то же самое при свидетелях. При малознакомых свидетелях. Сразу начинаешь тушеваться, зажиматься и чувствовать себя очень глупо.
Однако на сцене как в том фильме с Джимом Керри нужно всегда говорить «Да!». В какие бы обстоятельства тебя ни поставили, что бы на тебя ни надели, что бы ни заставили говорить. Представьте, если вдруг актёр во время спектакля спутает реплику, а другой начнёт: «Ну, брааат! Мы так не договаривались, ты должен был по-другому сказать!» Смешно же? Поэтому и учишься всегда внимательно следить за нитью разговора или действия, на подсознательном уровне просчитывать варианты и чувствовать партнёра всеми частями тела. В жизни, кстати, это тоже очень помогает. Особенно, если не отгораживаться наушниками от окружающей реальности.
За три месяца пришлось научиться целой куче вещей. Причём, стойка на руках и кувырки оказались самым простым. Хуже всего дело обстояло с личным пространством. Для социофоба вроде меня постоянный тактильный контакт — это просто издевательство. А тут тебе и парные этюды, и поддержки, и другие упражнения, включающие объятия, похлопывания, постукивания и что-то отдалённо похожее на массаж. Ещё было больно. Часто физически: падения (падать правильно хоть и учат, но получается не сразу), многочисленные столкновения с жёстким ковролином или грубыми стенами, неловкое обращение с партнёром и просто убойные физические нагрузки. Но куда чаще болело самолюбие и мозг. Потому что все твои заморочки на сцене не уместны, а практики переворачивают привычную картину мира и заставляют верить в магию. Нас учили обходить постоянно меняющиеся препятствия с закрытыми глазами, играть с предметами без предметов, дружить с пространством и читать мысли. Звучит, пожалуй, абсурдно.. Но к концу курса восемь человек превратились в единый организм, который слышит и чувствует другого участника как самого себя. Со собственным «я» отношения тоже заметно улучшились.
После занятий перестаёшь бояться что-то делать. Потому что перед каждым упражнением мозг с неутомимым упорством тебя убеждает: «Тебе очень-очень страшно! И ещё это глупо! У тебя ни за что не получится!» Но отказаться возможности нет — ты уже на сцене и должен работать.
Научившись преодолевать этот страх и упорно повторять какое-то действие до тех пор, пока оно не получится идеально, невольно переносишь это умение и в реальную жизнь. Нам ведь часто бывает страшно что-то изменить: заняться спортом, сорваться в путешествие или уйти с опостылевшей работы. Помните, сколько в голове возникает отговорок и очень логичных аргументов, чтобы не начинать что-то новое и действительно интересное?
В общем, актёрское мастерство — очень полезная штука. Даже если ты не собираешься играть на сцене. Избавляет от комплексов и лишних мыслей. Учит говорить лаконично, внятно и громко. Развивает тело и мозг. Повышает выносливость, стрессоустойчивость и силу убедительности. Учит видеть больше, чем мы привыкли. А ещё быть внимательным к окружающим и правильно расходовать силы.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)