Мемкоины: как поколение Z и цифровая культура меняют инвестиционный рынок
Мемкоины, такие как Dogecoin, Shiba Inu и WIF, стремительно завоевывают популярность, превращая мемы и интернет-тренды в...
На фото (слева направо): Сергей Лысенко (Re:point), Олександр Савсуненко (Titanovo), Максим Толмачев (Re:point)
Предыстория. Теломеры
Олександр: Я родился в Донецке. Окончил Донецкий Национальный университет по специальности «биохимия», работал в нескольких химических компаниях в Украине. Потом окончил аспирантуру в Университете Тулузы (Франция) по макромолекулярной химии. Защитился, вернулся. Когда в Украине началась война, меня сразу пригласил к себе американский университет Stony Brook University в качестве старшего научного сотрудника. В мае 2014 года улетел в Штаты. Работал в городе Калвертон, штат Нью-Йорк; изучал 3D-печать искусственных суставов и коммерциализацию графена. В конце года я понял, что мне это надоело и я созрел для создания собственной компании. Тогда в мире гиков и ЗОЖников все обсуждали биологические маркеры – теломеры.
Справка: Теломеры – концевые участки хромосом, которые укорачиваются при каждом делении клетки. Существует множество исследований, где длину теломер связывают с биологическим возрастом и предрасположенностью к разнообразным заболеваниям, включая рак, инсульт, деменцию, сердечно-сосудистые заболевания, диабет. По длине теломер разрабатывают тесты для оценки потенциала здоровья. В 2009 году американские учёные Элизабет Блэкбёрн, Кэрол Грейдер и Джек Шостак удостоились Нобелевской премии «за открытие того, как теломеры и фермент теломераза защищают хромосомы».
Как только тему теломер начали муссировать в СМИ, тут же появился миллион мифов и стремных околонаучных исследований на тему того, что биологический возраст предопределен. Люди строили теории, но что происходит на самом деле, а тем более как это использовать на практике, было непонятно. В тот момент я узнал, что мои знакомые ученые в Киеве разработали весьма уникальный, дешевый, быстрый и красивый способ измерения теломер. Я увидел в теломерах коммерческую выгоду: можно удовлетворить интерес людей, продавая тесты на основе этих анализов.
Если говорить простым языком, теломера – это такая штука в ДНК, которая является лучшим претендентом на роль биологических часов в организме, потому что с каждым делением клетки она сокращается и не восстанавливается. Когда заканчивается теломера, у клетки наступает смерть – она больше не будет делиться. Если взять длину теломеры младенца и посчитать, сколько раз она должна укоротиться (чтобы полностью иссякнуть), то мы получим среднюю продолжительность жизни – 80 ± 10 лет. Это та продолжительность жизни, которая запрограммирована на клеточном уровне. Есть много теорий старения, и влияние теломер на хромосомы – не единственная и не исключающая все остальные теории, однако, измерив теломеру, можно понять, насколько быстро у человека она сокращается; сравнив ее со статистическим набором данных других людей, можно сказать, короче она у вас или длиннее, чем ожидается.
Соответственно, очень условно, аккуратно, с натяжкой, но можно говорить о предполагаемой продолжительности жизни.
Еще точнее можно говорить об уровне стресса в организме и на клеточном уровне, связанного с тем, что теломеры сокращаются не только от возраста и деления, но и от оксидативного стресса, свободных радикалов, вредных привычек, неправильного питания и образа жизни. Мы решили все это исследовать и в марте 2015 года запустили кампанию по сбору средств на Indiegogo. Собрали 10 тыс долл, доложили свои, – и этого хватило, чтобы стартовать. Я съездил в Киев, поговорил со знакомыми ребятами из киевской лаборатории. Мы решили делать биотех-стартап своими силами. Назвали компанию Titanovo. Механика теста проста: регистрируетесь, оплачиваете, получаете на дом комплект с пробирочкой для слюны, собираете слюну, отправляете ее нам обратно, вскоре получаете на почту результат.
С самого начала, еще во время кампании на Indiegogo мы обещали, что все полученные результаты и найденные зависимости мы обработаем и выложим в открытый доступ.
Это одна из основ идеологии citizen science, которую мы активно поддерживаем. Со времен этой кампании прошло два года, мы планируем публикацию результатов через несколько недель. Мы подтвердили основной массив известных в науке фактов о теломерах и обнаружили несколько новых зависимостей, не являясь при этом ни государственным НИИ, ни спонсируемым проектом какого-либо фонда.
По ходу работы все чаще стал возникать один и тот же вопрос. Люди получали свои данные: кому-то везло – у них оказывалась хорошая цифра, но в то же время у 50% сдавших тест цифра была ниже ожидаемой. Логично, что они спрашивали: «Что делать?». Мы – ученые, мы не прописываем шарлатанских таблеток, хотя на рынке их масса. Единственный разумный совет, который дает наука сегодня – вести здоровый образ жизни.
Окей, но что такое здоровый образ на самом деле? В точности никто этого не знает. Бокал красного на ужин или сыроедение и йога – у каждого свой ЗОЖ
Одни ученые говорят, что бег полезен, другие – вреден. Кто-то видит в вегетарианстве плюсы, другие – минусы. Вы и сами наверняка видели кучу таких исследований о кофе, например. Изучая эту тему глубже, мы обнаруживаем, что реакция организма на различные виды спортивных нагрузок, питание и так далее частично предопределена генетикой – у кого-то больше, у кого-то меньше. То есть, исследуя генетические предрасположенности, кучи взаимосвязей – чем питались ваши предки, жили они в горах или у моря, охотились или зависели от сельского хозяйства – можно сделать какие-то выводы.
Мы мерили-мерили и намерили большое количество людей. Провели первые взаимосвязи и поняли, что нам нужно создавать продукт, который все это будет анализировать. Так возник DNA Lifestyle Coach.
DNA Lifestyle Coach
Эта программа анализирует данные ДНК и дает советы по питанию и спорту. К примеру, ваша генетика говорит о том, что мясо вам полезно – его употребляли ваши предки. Но какое мясо, как часто, в какое время и с чем DNA Lifestyle Coach рекомендует, проанализировав десятки тысяч научных статей. Каждая статья исследует маленький пиксель знаний, мы же собираем мозаику из этих пикселей с целью выдать пользователю классный конечный продукт. Эта мозаика может быть пока что неточной, неполноценной в некоторых аспектах: что-то мы знаем очень хорошо, допустим, баланс жиров и углеводов для похудения, а вот верное количество витамина D – вопрос спорный. Но мы постоянно работаем, и наши сведения будут становиться точнее с увеличением количества человек в базе. Далее мы запустим еще советы по уходу за кожей и зубами, управлению стрессом и принятию таблеток.
В январе 2016 мы снова начали сбор средств на краудфандинговой площадке, теперь уже Kickstarter. Мы собрали 30 тыс долл вместо заявленных 25 тыс долл.
Скриншот панели DNA Lifestyle Coach
В сентябре 2016 года запустили проект.
Сейчас у нас более 1000 клиентов: одни заплатили 215 долл за полный комплект для тестирования, другие пришли с личными данными ДНК от таких сервисом, как 23andme, и заплатили от 60 до 70 долл, чтобы запустить панель.
Цена формируется из двух частей: лабораторный анализ и интерпретация. Стоимость первого около 200 долл, поэтому мы пока не можем снизить итоговую цену.
По поводу 23andme: c базой данных этой гугловской «дочки» у нас прямая связь – если человек сдавал генетический тест там, то он может просто залогиниться на DNA Lifestyle Coach и его данные автоматически перебросятся в нашу систему. Также и с компанией Family Tree.
Одобрение FDA – регуляторного органа США, отвечающего за санитарный надзор над качеством пищевых продуктов и медикаментов – главная проблема, которую мы обошли. Получить лицензию FDA дорого и долго. Нам это и не нужно: мы ничего не говорим о болезнях и их лечении, а рекомендуем нужные диеты, спорт, добавки, витамины – все, что лежит в плоскости wellness и не контролируется. Так, у нас есть куча информации по диабету второго типа и о том, какими диетами его можно предотвратить. Но мы не делаем заявлений об этом, а даем ссылки на научные статьи и говорим исключительно о потере веса и энергии, потому что вес и диабет второго типа сильно связаны друг с другом.
Мы соответствуем требованиям HIPAA – закону об охране и ответственности за информацию, полученную в результате медицинского страхования. То есть истории болезней и данные наших клиентов конфиденциальны. Нашим партнером (business associate) по HIPAA является Amazon, мы арендуем у них серверы. Amazon гарантирует инфраструктуру и безопасность серверов; мы со своей стороны гарантируем шифрование на каждом этапе. Доступ к информации есть только у аккредитованных лиц. Но, конечно, никто не защищен от хакеров, даже Amazon могут взломать.
Наша главная проблема – нехватка данных из-за того, что только шесть миллионов человек – маленькая цифра в общем масштабе – прошли тест.
Мы даем рекомендации на основе опубликованных статей в лицензированных научных изданиях, к ним есть ряд критериев (исследование на минимум 1000 человек, результат должен быть реплецирован в независимой когорте, на этнически связанной группе эффект должен быть тот же), но планируем еще сравнивать геномные данные каждого с данными других людей в базе. Чем больше людей пройдут тест, тем точнее будут рекомендации.
В Казахстане есть геномные данные примерно двухсот человек, они сдавали тест на 23andme. В вашей стране тест используют по большей части для определения корней. К примеру, я знаю историю девушки, итоги теста которой показали, что она не казашка, а китаянка.
Человек индивидуален; геномный код неповторим. Наша задача – рассказать, что нужно делать, чтобы иметь максимально комфортную жизнь. Мы не обещаем идеального здоровья и красоты, но мы обещаем максимальное раскрытие существующего потенциала. Что дано, то дано; геномный код нельзя изменить, во всяком случае в наше время. Но с ним можно играться, прикрыть слабые стороны и усилить сильные. Так, например, в DNA Lifestyle Coach мы используем кучу статей модного ученого Ильдуса Ахметова, лидера в спортивной генетике, и рассчитываем оптимальный вид спорта. С точки зрения формальной науки наша система позволяет найти вид спорта, в котором у человека есть максимальная вероятность достижения результатов олимпийского уровня. Понимаете, какие возможности это дает детям? Они в начале пути могут найти лучший вид спорта для себя.
Что мы делаем? Берем статьи, анализируем, загоняем в базу данных, сравниваем людей и даем рекомендации. Почему мы даем именно такие рекомендации – наша коммерческая тайна, но построена она исключительно на математике и статистике, там нет мистики.
Мы не гении; есть компании, похожие на нас.
Но мы считаем себя первыми, которые решили говорить на простом языке и делать все открыто, не стесняясь показывать ссылки на статьи. Советы других компаний состоят в описании генов. Мы же говорим: «Чувак, забудь о генах, вот все, что тебе нужно знать».
Мы пишем понятным языком, к примеру, что лучше не употреблять продукты, содержащие лактозу. Но люди все равно пишут, мол, а как приготовить непривычную еду, так что мы подписали договор с большой базой данных рецептов, которые вскоре добавим в рекомендации.
Геномные данные только наполовину влияют на состояние здоровья, остальное – образ жизни. Говоря про каждое конкретное заболевание, баланс сильно меняется. К примеру, диабет – 30% генетической предрасположенности и 70% образа жизни. Мы не говорим, что мы все про вас знаем; мы говорим, о предрасположенности. Предрасположенность – это всегда вероятность. Для уточнения нужно знать и геном, и текущее состояние дел в организме. Первая компания, которая соберет этот пазл, получит более-менее целостную картину здоровья человека. И тогда она сможет говорить: «Съешь утром банан и вечером у тебя не заболит печень». Это очень условно, но идея заключается в том, чтобы на начальном уровне предотвратить развитие заболеваний.
В мире нет ничего гарантированного. В любом медицинском исследовании или тесте всегда есть погрешность. Даже антибиотики лечат в 99,85% случаях. Весь мир основан на вероятностях, обвинять генетику в том, что она не дает однозначных ответов и оттого никудышна – неправильно. Классический пример – ген BRCA1. Мутация при гене BRCA1 повышает вероятность развития рака груди. Помните историю Анджелины Джоли? Она сдала тест, и у нее была вероятность развития рака. Не факт, что рак бы у нее случился, но суть в том, что она получила информацию, на основе которой приняла решение. Как говорят американцы, people empowerment. Также и мы даем информацию. Хочешь – следуй, не хочешь — не надо.
Titanovo
В нашей компании официально работают двое человек: я и мой партнер Сorey Mccarren. Я занимаюсь научной частью, Кори – маркетингом, пиаром и работой с партнерами. Все остальное отдали на аутсорс: лаборатории, доставка, служба поддержки.
Мы не искали инвесторов, все вложенные в проект средства – свои кровные плюс собранные на краудфандинге. На точку безубыточности мы вышли в первый день. Если мы беремся за что-то, то делаем хорошо или вообще не делаем, поэтому у нас и мешки под глазами.
Re:point
Максим: Я вырос в Ашхабаде. В 14 лет уехал в Москву. Почти сразу же начал совмещать учебу и работу. Работал в международных сетевых агентствах и продакшенах, Game-dev компаниях, стартапах. В Алматы приехал по зову приятеля, с которым стали партнерами, но бизнес у нас не получился. Тут познакомился с Сергеем. В ноябре 2012 года мы создали IT-компанию Re:point.
Сергей: Я родился в Алматы, живу и работаю здесь. Когда мы с Максимом открывали Re:point, мы приняли ряд заповедей. Например, о том, что для нас важнее лицо, нежели деньги. Если мы беремся за что-то, то должны сделать круто.
Максим: Мы делаем решения, не просто сайты. В алматинской команде 20 человек: дизайнеры, программисты, аккаунт и проджект-менеджеры. Недавно открыли представительство в Новосибирске. Работаем преимущественно с транснациональными компаниями на локальном и не только рынке: JTI, Sanofi-Aventis, Сбербанк, Santo, Kcell, Stada. Есть проекты на американском, европейском и австралийском рынке; планка высокая. Команда сильно прокачала навыки, работая над международными проектами. Видимо поэтому у нас не сложилась работа с местными компаниями, потому что там мы впустую тратим время менеджеров.
Максим: Мы используем тайм-трекеры для учета и оценки рабочего времени, что положительно повлияло на эффективность. Трекеры фиксируют все, что ты делаешь, поэтому оплата у нас почасовая. Заработать можно столько, сколько захочешь. Все зависит от самого работника.
Сергей: У нас много проектов, которые не на виду. Клиенты приходят к нам по совету других, сами мы никого не привлекаем и не занимаемся маркетингом. Мы не беремся за все проекты, а только за те, где надо поломать голову. Также в начале мы рассказываем о своих процедурах, если компания готова идти по ним, то работаем. Нам интересны проекты, которые нас зажигают, поэтому мы и приняли участие в проекте Titanovo.
Олександр: После того как мы собрали деньги на Kickstarter, мы объявили конкурс на разработку проекта. Участвовали пять компаний — из Индии, США и Казахстана. Последний, Re:point, разорвал всех. Ребята сделали DNA Lifestyle Coach настолько круто, что теперь наши конкуренты в США обращаются к ним за аналогичным продуктом.
Сейчас мы работаем с Re:point не как с подрядчиком, а как с полноправным партнером. В новом проекте у ребят будет доля.
Офис Re:point
Проект на секретной платформе и «Netflix для генов»
Олександр: Мы поняли, что как бы мы ни старались упростить информацию, обычному человеку все равно трудно понять научные термины – ген, полиморфизм, мутация, предрасположенность, вероятность, вот это все. Люди хотят быть здоровыми и красивыми, а не разбираться в терминах. Поэтому мы решили запустить новый проект, который будет анализировать геномные данные и помогать… худеть. Да, похудение – цель, к которой стремятся многие, тем более что процент жира в организме связан со многими заболеваниями.
Идея простая. Мы хотим, чтобы человек быстро и гарантированно скинул вес, а потом не набрал его. Похудеть может любой, просто не ешь. Но затем человек срывается, а организм сходит с ума. Это теория жадного генотипа – люди, чьи предки жили в регионах с рискованным земледелием, где могло не быть урожая, стремятся запастись едой, чтобы выжить. Последствия – ожирение и диабет второго типа. А чтобы скинуть вес и не набрать его, нужно постоянно использовать различные уловки, которые подходят именно вам и вашим геномным данным. К примеру, кому-то надо питаться пять раз в день и мелкими порциями, а кому-то будет полезнее есть только три раза в день. Все это связано с биоритмами, а биоритмы – с генами, а гены – с происхождением. У пользователя будет браслет, отслеживающий всю физическую активность. Исходя из геномных данных, мы будем рекомендовать, в какое время лучше заниматься и чем. Также будет подсчет калорий по БЖУ, советы по витаминам.
Чтобы сделать такой продукт, мы будем исследовать полный геном. Это и будет принципиальное отличие проекта от DNA Lifestyle Coach и конкурентов.
Cейчас все проекты исследуют снипы, одиночные точки. Продукт про похудение мы будем делать на полном генетическом синтексе всех 63 млрд парных клеток. Это продукт нового поколения. При этом цена будет такая же, что у существующих проектов – в районе 200 долл. В рамках партнерства Titanovo займется научной частью, Re:point – IT.
Проект мы планируем запустить в третьем квартале 2017 года. На казахстанском рынке я не знаю, когда и вообще будет ли, потому что рынок очень маленький.
Мы находимся под очень жестким соглашением о неразглашении (non-disclosure agreement) с кучей сторон, поэтому пока не можем поделиться деталями.
Одна из ведущих мировых компаний из рейтинга Fortune Global 500 (инвестиции более 100 млн долл) запускает в 2017 году маркетплейс генетических приложений. Они намерены создать площадку, где компании будут размещать приложения для лучшего использования ваших геномных данных.
К примеру, приложение, которое подберет вино на основе вашего генотипа. Вот мы с Re:point разместим приложение, которое поможет людям терять вес.
В чем крутость нового проекта? Он будет участвовать в самом большом маркетплейсе ДНК-данных в мире и сейчас этот стартап на завершающем раунде переговоров с одним известным гигантом в сфере электроники, в том числе и носимой по minor инвестициям. Объем рынка на текущий момент – 15 млрд долл. В этом направлении наблюдается постоянная устойчивая динамика вверх. Но главное – научная сторона и то, как рынок ДНК-данных может перевернуть общепринятые паттерны поведения и потребления людей.
Команда Re:point и Олександр Савсуненко
Фото: Георгий Чумаков, tasciences.com
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)