Berkin&Mika – арт-дуэт, покоряющий Лондон

13 минут Аида Турсумбаева
Альтернативный текст

— Как вы познакомились?

Мы познакомились на дне рождения общего друга. Бахтияр мне сразу понравился; он был такой необычный, открытый, заботливый и воспитанный. Бахтияр говорит, что он тоже в меня сразу влюбился. Мы говорили немного, но при этой встрече, я думаю, большую роль сыграло то, что у нас общие интересы (например, искусство) и взгляды на жизнь.

— Как начинались ваши отношения?

Когда Бахтияр поступил в Лондонский Университет Искусств (UAL) для того, чтобы получить второе высшее образование. На протяжении года мы общались как друзья, но потом начали встречаться. Очень интересно получилось: у нас много общих друзей и знакомых, наши бабушки и дедушки преподавали в одном университете, наши родственники отмечали наши дни рождения вместе. Мы даже жили через дорогу! Но познакомились позже. 

— Как вы оказались в Лондоне?

Мы поехали туда учиться, так как считаем, что Лондон – это центр мира, и мы верим в классическое английское образование. Я получила степень бакалавра в Лондонской Школе Экономики (LSE), после чего отучилась в Conde Nast College of Fashion and Design. Бахтияр окончил KIMEP в Алматы, а затем получил степень бакалавра в UAL, факультет Fine Arts. Сейчас он проходит магистратуру в том же университете. 

Нас очень вдохновляет сюрреализм, так как это направление не ограничивается пониманием человека.

— На какой основе вы там живете/работаете?

Я уже окончила университет и занимаюсь различными проектами как фрилансер.

— У вас обоих первое образование – экономическое. Почему вы решили не работать по специальности?

Бахтияр учился на экономиста в КИМЭПе, но понял, что он больше творческий человек. Когда же я изучала экономику в колледже и в университете, она мне нравилась в теории, но работать в офисе я бы не смогла, поскольку не вижу себя офисным работником. Нам всегда очень хотелось посвятить свою жизнь искусству, и сейчас я чувствую удовольствие от работы.

— Какие жанры искусства вас вдохновляют?

Нас очень вдохновляет современное искусство в целом, мне лично нравится постмодернизм. Но мы работаем в жанре сюрреализма, так как это направление не ограничивается пониманием человека, каждый воспринимает по-своему. Изначально этот жанр был развит после работ Фрейда, когда он начал заниматься психоанализом и анализом сновидений. Он считал, что воображение так же важно, как и реальный мир, и после этого художники стали использовать это направление. Я думаю, все наши работы сюрреалистичные.   

— Кто ваши любимые фотографы и почему?

Нам очень нравится Джефф Уолл (Jeff Wall). Это один из самых известных и уважаемых фотографов современности. Он строит все свои декорации сам, и каждая его фотография – это целая история.

Все началось с того, что мы однажды попробовали поработать вместе и были потрясены результатом совместного труда.

— Что вас вдохновило на создание Trivial Freedom?

Серия Trivial Freedom, посвященная иллюзии свободы выбора и консьюмеризму, была создана в маленькой студии у нас дома в Лондоне без помощи гримеров, ассистентов и других профессионалов. Этот проект зародился, когда мы начали изучать труды Эдварда Бернейса и Зигмунда Фрейда. Фрейд посвятил свою жизнь исследованию подсознания, а Бернейс, использовав учения Фрейда, изобрел техники рекламы и маркетинга, которые поменяли мир, и дали основу культуре консьюмеризма. Мы хотели раскрыть эту тему, но в более современной интерпретации.

— Как Лондон воспринимает Ваше искуство? 

В прошлом году мы стали финалистами двух очень престижных наград: Float Art Award и HIX Award – это своего рода «Оскар» и «Золотой Глобус» для молодых художников. Мы также приняли участие в шести крупных выставках в Лондоне. Сейчас мы работаем над организацией нашей персональной выставки. Если все пойдет по плану, то в начале 2017 года люди смогут посетить ее. Она также будет проведена в Лондоне. 

— Какова конкуренция в Лондоне? Чем вы отличаетесь от всех?

Конкуренция просто сумасшедшая. На западе очень много талантливых людей в нашей сфере. Я думаю, наша уникальность состоит в том, что в индустрии не так много арт-дуэтов, которые еще и абсолютно всю работу выполняют сами, начиная от света и заканчивая строительством конструкций для фотографий. Бахтияр занимается сложной стороной технической работы (фотографии), а я прорабатываю концепцию. У нас выходит очень слаженный тандем. 

— Как вы зарабатываете?

Нас спонсирует Лондонская галерея Degree Art. Они продают наши работы, возят их по различным ярмаркам, посвященных современному искусству.

— Ваша совместная работа началась до или после того, как вы начали встречаться? 

Все началось с того, что однажды мы попробовали поработать вместе и были потрясены результатом нашего совместного труда. С тех пор мы работаем как арт-дуэт и очень этому рады. Разногласия бывают, конечно, но мы всегда находим компромисс. К тому же, ни с кем я так хорошо не срабатываюсь, как с Бахтияром. Мы понимаем друг друга с полуслова. 

— Отличаются ли работы Бахтияра, сделанные в дуэте, от тех, что он делал сам?  

До нашего сотрудничества Бахтияр экспериментировал с разными стилями и форматами фотографий, тем самым подготавливая себя к выбору определенного направления на ближайшее будущее. В качестве одного из таких экспериментов, он увлекся портретной фотографией, которая значительно отличается по стилю от того, что мы делаем на данный момент. Его прежние работы в основном были черно–белыми, что придавало им некую меланхоличность. Но было бы неправильно сравнивать сегодняшние работы с тем, как Бахтияр фотографировал раньше.

— Ваши работы довольно провокационные, что вы пытаетесь этим донести?

Мы хотим, чтобы наши работы заставляли людей задуматься и не оставляли их равнодушными.

— Ваше мнение по поводу вашей индустрии в Казахстане?

К сожалению, ее здесь нет. 

— Как казахстанцы реагируют на ваше творчество?

В Казахстане есть группа людей, которая следит за нашим искусством, и им оно очень нравится. Около трех месяцев назад мы начали пользоваться программой, с помощью которой можно определить местоположение и количество людей, посещающих наш вебсайт. В данный момент Казахстан на пятом месте после Англии, США, Германии и Италии.  

— Работы выставляются в Лондоне, планируете ли вы выставляться в Казахстане?

В ближайшее время нам предстоит подготовка к нескольким выставкам в Англии, но в будущем мы бы очень хотели привезти работы в Казахстан и поделиться ими с нашими соотечественниками. 

— Есть ли у вас профессиональные привычки, приметы, ритуалы? 

У нас нет никаких ритуалов. К работе мы относимся очень серьезно и инвестируем в нее очень много времени и средств. Все начинается с того, что мы придумываем идею, затем строим декорации в студии – на это может уйти две–три недели. Все наши работы мы фотографируем на крупноформатную пленочную камеру, после чего мы их проявляем, сканируем, ретушируем и печатаем – на это тоже уходит много времени. 

— Каково ваше самое яркое впечатление за последнее время?

В январе этого года нам довелось поучаствовать в благотворительном аукционе RE:Imagined. Для RE:Imagined мы создали Digital Collage. Нашу работу купили, и все средства пошли в фонд по борьбе с болезнью Паркинсона (Parkinson's UK). Нас уже пригласили поучаствовать в следующем году, и мы, конечно же, с радостью согласились.

— Какие явления или события сформировали вас как личностей?

Мы очень благодарны нашим родителям. С раннего возраста они нас возили по всевозможным странам и выставкам. В Казахстане у людей есть стереотип, что быть фотографом или заниматься искусством – это не серьезно, но наши родители всегда нас поддерживали. Они посещают почти все наши выставки.

— Как вы себя видите через десять лет?

Нам, как и, наверное, любому человеку искусства, хочется общественного признания.

— Ваши планы и мечты?

Хотим открыть галерею в Лондоне и продвигать молодые таланты.


Фото: bberkin.com

Instagram: @mika_barny @bberkin1

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Большие надежды: юный астроном Динмухамед Майлибай

Динмухамеду шестнадцать лет, но он не тратит время зря. Этим летом Динмухамед будет учиться в астрономической школе при NASA, финансирование на которую он нашел сам. «Степь» встретилась с юным ученым и поговорила о его жизни, вопросах астрономии, будущем Байконура и человечества.

22 минут
22 минут

Спецпроект «Молодые ученые Казахстана»: нейробиолог Камиля Салибаева

Камиле 23 года, и на данный момент она – единственный нейробиолог в нашей стране. «Степь» встретилась с молодым ученым и обсудила ее цели, тайны человеческого мозга и почему генетика не решает все.

28 минут
28 минут

Как я поступала во ВГИК

Рассказ нового автора The Steppe Малики Мухамеджан о билете в один конец, судьбоносной папке и Тарковском (в бронзе)

12 минут
12 минут

Economist Daron Acemoglu – about media and democracy in Kazakhstan

Daron Acemoglu, author of the bestseller "Why Nations Fail" and professor of Economics at Massachusetts Institute of Technology, gave an exclusive interview to The Steppe journalist during Astana Economic Forum

16 минут
16 минут