От «Белого лотоса» до «Треугольника печали»: как сюжетные линии про богатых захватывают киноиндустрию

8 минут Сабина Жандильдина
Альтернативный текст

Класс богатых давно стал постоянной темой в авторском кино по всему миру. Часто это отражается в сериалах и фильмах, наполненных сатирой и социальной критикой, начиная с «Паразитов» и «Игры в кальмара» до «Меню» и «Белого лотоса». Все они объединены склонностью показывать, а в некоторых случаях высмеивать и разоблачать огромный разрыв в богатстве и статусе, описывая пороки и слабости богачей. В новом обзоре разбираемся, почему троп Eat the rich («Ешь богатых») все чаще встречается в зарубежных кинокартинах и какое влияние он оказывает на индустрию в целом.


Перехитрить богатых

Кинематографы ХХ века часто представляли богатых людей как бесчувственных и лицемерных личностей с большим аппетитом. Потом долгое время в кино прослеживалось всеобщее стремление быть как богатые, иметь то, что они имеют, и вести себя подобно им. Так, каждое десятилетие имело свою идеологию, что и было показано через поп-культуру. К примеру, идеология потребительства 90-ых годов подпитывала устремления о существовании сильного среднего класса. И фильмы, как «Американский психопат», «Бойцовский клуб» и «Криминальное чтиво», являлись выражением формы субкультуры, возникшей именно в ответ на эту господствующую идеологию.

Сейчас неравенство в богатстве стало слишком большим. Из-за невозможности подражать сверхбогатым появилось новое культурное представление и троп в кинематографе. Он отражает стремление отвергнуть эту модель, одурачить, обмануть и перехитрить богатых, чтобы восстановить справедливость.

Одним словом, образ жизни миллиардеров стал непримиримым с социальными и экономическими проблемами мира. По этой причине представление их в нелепом виде пока является единственно возможным ответом со стороны среднего класса и более низких слоев. Сейчас в контексте художественного производства, такого как кино или телевидение, прослеживается мысль о том, что богатые становятся все менее «презентабельными» моделями.

Во многих случаях сюжеты фильмов и сериалов о сверхбогатых развивались, исходя из некоторых известных американских лозунгов, таких как Eat the rich («Ешь богатых») и Tax the rich («Наложи налоги на богатых»), использовавшихся в недавнем прошлом для обобщения кампаний протеста против экономического неравенства.

Это кино (про богатых), которое вращается вокруг жизни одного процента населения, пишет Economist.

Современное кино

«Паразиты» — фильм южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо, получивший четыре премии «Оскар» в 2019 году, во многом ответствен за новую тенденцию к классовой драме. Вся история вращается вокруг нетерпимости и гнева бедных классов по отношению к более богатым, а также огромного разрыва в благополучии и социальном статусе между ними.

постер к фильму "Паразиты"Источник фото: kinopoisk.ru

Позже появились сериалы «Игра в Кальмара», «Белый лотос», фильм «Достать ножи: Стеклянная луковица», действие которых происходит на роскошном острове, куда приезжают богатые люди. В фильме «Треугольник печали», который считается одним из свежих примеров успешных кинокартин с главными героями-богачами, сюжет развивается на палубе яхты.

Среди пассажиров «Треугольника печали» есть очень богатые предприниматели, их описывают таким образом, что становится очевидным намерение автора представить их как людей, полностью оторванных от остального мира. Английский кинокритик и продюсер Джейсон Соломон отмечает, что авторы и режиссеры фильмов с тропом Eat the Rich чувствуют гнев обычных людей на класс богатых из-за сложившейся в мире социальной и экономической ситуации и дают им высвободить эмоции через фильмы, в которых перевернуты отношения между социальными слоями.

Источник фото: triangleofsadness.film

Критик Джейсон Соломон считает, что в фильмах с сюжетными линиями Eat the rich богачи все чаще высмеиваются и принижаются, что является признаком обновленной политико-культурной тенденции.

«Треугольник печали», «Белый лотос», «Достать ножи: Стеклянная луковица» — все они являются частью культурного производства, отражающего изменение устремлений нынешнего времени, а также описывают богатых, в первую очередь, как глупых людей, а не неприятных или хитрых.

Растущая популярность тропа «Ешь богатых» в фильмах и телешоу является ответом на богатство и средоточие контроля в руках малой группы людей и компаний. Современный кинематограф поднимает тему осознания большого неравенства в обществе. Истории, показанные в фильмах и сериалах раскрывают не только неприятную сторону капитализма, но и заставляют усомниться в нравственности экономической системы. Они часто показывают борьбу обычных людей за то, чтобы добиться успеха в мире, который, в основном, приносит пользу только богатым и влиятельным.

Eat The Rich — призыв к действию и мотивация аудитории ставить под сомнение статус-кво и выступать за позитивные изменения. Эти кинокартины вдохновляют зрителей представить мир, в котором каждый, независимо от того, кто он и откуда, имеет доступ к одинаковым возможностям для роста и процветания.

Еще много интересного

Статьи STEPPE

От «традиционной» идеальной семьи до освещения бытового насилия: как менялся семейный образ в казахстанском кино

Рассказываем, как эволюционировал образ казахстанской семьи в фильмах, начиная с 60-х годов до современных кинокартин.

10 минут
10 минут

Как набрать миллион подписчиков на YouTube: блогер Dalbek и его история успеха

Казахстанский ютубер делится уникальными фишками, планами на контент в будущем, тонкостями монетизации на платформе и советами, как начать снимать видео.

11 минут
11 минут

«Не бывает “маленького” творчества»: режиссер Алдияр Байракимов о выходе нового социального кинопроекта

Как съемочная команда «Паралимпийца» работала над новым социальным кино, почему премьерный показ нового фильма никогда не бывает идеальным и о чем в будущем планирует снимать Алдияр Байракимов.

12 минут
12 минут

«Трагедия — это когда твое кино не смотрят дома»: интервью Айсултана Сеитова и Кантемира Балагова о выходе фильма «ҚАШ»

Об идее и съемочном процессе одной из самых ожидаемых казахстанских премьер года, отторжении от Запада, разнице между клипмейкингом и кинематографом, сложностях дебютного кино и важном диалоге со зрителем.

30 минут
30 минут