Кто меняет правила игры в архитектуре и дизайне
В современном мире забота об экологии перестала быть просто трендом — это уже обязательная составляющая успешного бизнеса и...
В Казахстане начался прокат якутской картины «Надо мною солнце не садится» режиссера-дебютанта Любовь Борисовой. Фильм участвовал в этом году в основном конкурсе Московском кинофестивале и получил «Приз зрительских симпатий».
Подъем якутского кино начался шесть-семь лет назад, и это одно из самых интересных явлений кино сегодня на постсоветском пространстве. Якуты не стремятся снимать фестивальное кино, они больше ориентируются на своего зрителя, а в итоге интересны всему миру.
Когда я прочитала синопсис картины «Надо мною солнце не садится» о том, что эта история старика, который приехал в отдаленное местечко, чтобы там умереть, то ожидала увидеть что-то наподобие «Легенды о Нараяме». Каково же было мое удивление, когда история «умирания» превратилась в комедию из-за того, что соседом старика Байбала оказался молодой парень-вайнер Алтан, который тут же вывел деда в свой эфир, придумывая исполнения его «последних» желаний.
Роль старика исполнил непрофессиональный актер Степан Петров, ставший известным после картины «Царь-птица» Эдуарда Новикова, — фильма, удостоенного Гран-при Московского кинофестиваля в 2018 году. Там он сыграл старика в военное время, живущего в тайге со своей женой, и словно являющийся частью того природного края, настолько он фактурный, почти сказочный персонаж. В новой картине его старик такой же выразительный, и даже где-то смешной, когда он бегает за молодым Алтаном с просьбой, чтобы тот похоронил его, когда тот умрет.
В картине много придумок — это и деревянный самолет, который они мастерят вдвоем, чтобы осуществить юношескую мечту Байбала стать летчиком, это и пустая бутылка, которую Антал собирается заполнить камушками-желаниями старика. Стар и млад, словно дети, в общем беззаботно проводят время на отдаленном северном острове, куда Алтана забросили, чтобы он присматривал за фермой песцов.
Фильм «Надо мною солнце не садится» буквально ломает стереотипы и героев, и зрителей. Только два героя перед нами на протяжении всего фильма, но ты смотришь его, не отрываясь от экрана. Казалось бы, и ландшафты, и интерьеры довольно суровые, но северный край снят с такой любовью оператором Семеном Аманатовым, что выходишь из кинотеатра с чувством, что ты надышался свежим морским воздухом.
Что касается стереотипов героев, то на вопрос старика: «Если у тебя заветная мечта?», тот отвечает: «Много денег». Согласитесь, типичный ответ для молодого человека, и потом добавляет: «Куплю машину и будут на ней ездить, гонять на большой скорости». «Это же чепуха!, — говорит старик, — «Это всего лишь желание, а должна быть заветная мечта! Которая недосягаема, или, которую трудно осуществить». У старика-то такая мечта есть… но не будем раскрывать все перипетии сюжета.
Герои дополняют друг друга: Алтан помогает скрасить старику его последние дни и одновременно с этим исполнить его заветные желания, а Байбал помогает повзрослеть молодому человеку — понять себя, простить отца, стать самостоятельным.
Картина снималась в самой северной части Якутии, Булунском улусе, но при этом фильм передает дух современности, виртуальности нашего сегодняшнего мира. Юноша Алтан, которого сыграл начинающий актер Иван Константинов, уютно себя чувствует со своим телефоном, на который он и снимает свои репортажи, и с которого он отправляет их на «большую землю». Давно не сталкивалась с такой легкой, доброй, светлой картины, в которой есть и мера вкуса, и присутствует художественность!
Несмотря на то, что это режиссерский дебют, для Любовь Борисовой это ее 23-й фильм, в большинстве из которых она выступала режиссером монтажа. Разве это не удивительно? И тут необходимо рассказать о том, какая атмосфера царит сегодня в якутском кино.
Как говорит продюсер Сардана Саввина, как только наступает весна, все якутские кинематографисты разбегаются по тайге, чтобы снимать кино, никого в городе не найдешь.
Такой пассионарный подъем в кино здесь связан, наверное, с тем, что якутское кино никогда не обретало дотоле свою национальную самость.
В 2000-е годы известный театральный режиссер, тогда и министр культуры Якутии Андрей Борисов работал над большой киноэпопеей о Чингис-Хане, и картина «Тайна Чингис Хаана» была завершена в 2009 году. Оборудование, закупленное для производства этого исторического фильма стало основой для кинопроизводства в Якутии.
Потом ряд оригинальных фильмов снял Сергей Потапов, чей фильм «Божество Дьесегей» (2015) уже может считаться якутской классикой. Международного фестивального успеха были удостоены такие картины как «Костер на ветру» (2016) Дмитрия Давыдова, «Его дочь» (2016) Татьяны Эверстовой, и, наконец, Гран-при Московского кинофестиваля 2018 года была удостоена лента «Царь-птица» Эдуарда Новикова.
Это мы назвали ключевые фестивальные картины, но кроме этого в Якутии снимается много жанровых, зрительских картин — хорроры, приключенческие ленты, экшены, комедии. Не понятно почему, но это самый успешный из региональных кинематографий России на сегодняшний день.
Для нас же важно то, что это родственная для нас кинематография — наши языки похожи, нас сближает тенгрианское мировоззрение, общие культурные корни. Значит, и кинопрокатное пространство у нас должно быть единым.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)