Кто меняет правила игры в архитектуре и дизайне
В современном мире забота об экологии перестала быть просто трендом — это уже обязательная составляющая успешного бизнеса и...
С 1941 года в Астане функционирует завод, эвакуированный из украинского города Мелитополь и производивший снаряды в годы Второй мировой войны. В мирное время после конверсии в его здании расположилось насосное производство. Сейчас на этой территории находится центр современного искусства — арт-завод Hydra.
Три года назад Индира Махметова вдохновилась идеей создания креативного кластера на территории заброшенного индустриального пространства. Заброшенных фабрик в столице не было, и по совету друга, архитектора и коренного жителя столицы, она обратила внимание на действующее предприятие.
Тогда лишь одно помещение сдавалось в аренду. На табличке над дверью, оставшейся еще с 60-х годов, значился «Музей». Этот момент впечатлил девушку, что она решила сохранить пространство, подарив ему новую жизнь.
Руководство поначалу очень осторожно восприняло идею разместить в пропитанных советским духом стенах что-то новое и отличное от того, что раньше здесь было.
Теперь соседи по территории настроены более доброжелательно и бывают частыми гостями на выставках, которые здесь проходят.
Место как будто возвращает в прошлое и у каждого вызывает свои эмоции.
«У нас была идея подарить городу настоящее, пластичное пространство для тех, кто занимается современным искусством — художников, архитекторов, дизайнеров и других представителей креативных индустрий. Любой мегаполис на определенном этапе своего развития, выдавливает промышленность за свои новые пределы. Этот процесс оставляет после себя огромные индустриальные пространства, они восхищают своим духом и определенной свободой», — говорит Индира.
Название музея — дань истории завода и его названия «ЦелинГидроМаш». Кроме того, это еще и отсылка к греческому мифическому многоголовому животному и отражению многовекторности этого пространства.
Помещение арт-завода не реставрировалось, так как Индира и ее команда решили подарить помещению шанс на вторую жизнь. Главная «фишка», сделавшая это пространство узнаваемым, — белая гипсовая плитка с орнаментом.
В свое время при реставрации здания было принято решение о снятии мозаики работы известного художника Михаила Антонюка. «Гидра» приютила у себя закрашенные фасадной краской плиты с мозаикой: реставраторы очищают смальту и пытаются восстановить первозданный рисунок.
Изначально в музее стояло полуразвалившееся концертное фортепиано. Благодаря работе знаменитого столичного настройщика инструментов — Виктора Анисимовича Лакса — инструмент заиграл вновь и стал частью культурного пространства.
Оставшийся с переезда картон стал частью прошедшего в начале года городского фестиваля Spaces.Nursultan, где горожане создавали на «Гидре» картонные скульптуры и картины.
«Мы не привязаны к советскому прошлому, но нашему любимому городу, как одной из великих столиц, которая показала всему миру возможность такой динамичной застройки и быстрого роста — не хватает исторических мест. Мест притяжения креативных людей и туристических потоков. Ведь подобные кластеры становятся излюбленным аттракционом даже для внутреннего туризма».
Арт-завод открылся 1 июля 2018 года. За несколько лет существования музей не выходил на мейнстримную площадку и функционировал для узкого круга людей. Однако недавняя выставка Рашида Нурекеева вызвала большой интерес у столичной аудитории.
Экспериментально-политическое искусство Нурекеева органично влилось в индустриальное пространство, вызывая чувство ностальгии даже у молодого посетителя. На входе в глаза бросается знакомая фраза: «Шүкір, жақсы тұрамыз».
Помимо художественных выставок, на территории арт-завода проходят киновечера, спектакли и концерты живой музыки. Двери музея открыты в будние и выходные дни.
То, что в других странах поощряется или инициируется государством, в нашем случае держится на энтузиазме наших друзей и единомышленников. Первый вопрос, который нам задают, когда попадают сюда – что это? А второй обязательный — на какие деньги вы существуете?
В любом другом случае, когда тебе задают подобные вопросы, это расценивается как бестактность. Но в данном случае мы отвечаем, что все сделано на собственные средства. На деньги, предназначенные нашим детям, из наших же семейных бюджетов. Хочется отметить помощь меценатов — Данияра Махметова, Илгара Бехбудова, Аньес Акатаевой».
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)