Fast Fashion: С чего стоит начать помогать экологии

7 минут Жасмин Ризабекова
Fast Fashion: С чего стоит начать помогать экологии

Люди могут не болеть модой и не следить за последними тенденциями, но одежда всё равно остаётся важным актом самовыражения. Цвет, форма и сочетание могут рассказать о человеке достаточно.

Мода — огромный пласт культурного отражения. Например, на традиционные наряды Деда Мороза или праздничные луки казахстанцы готовы тратить до 100 тыс. тенге. В США во время «чёрной пятницы» американцы в среднем тратят до 1 триллиона долларов.

Зрачки расширяются, дыхание учащается, а взгляд становится затуманенным — это не симптоматика после приёма экстази, а вырезка из исследования, которое описывает состояние человека во время шопинга. В наших головах активизируется центр удовольствия. Покупка вещей приносит удовольствие. Нам это нравится. 

Проблема состоит в том, что в 1980 году один американец покупал всего лишь 12 вещей в год, а в 2020 году его гардероб обновляется до 68 новых единиц одежды.

В Казахстане такой статистики нет. Но что-то подсказывает, что мы недалеко ушли от этих цифр. За 2019 год на одни лишь онлайн-покупки казахстанцы потратили 144,6 млрд тенге.

Индустрия моды одна из самых развивающихся на сегодняшний день. Даже карантин не стал ей препятствием. Напротив, позволил проверить возможности. В таком бизнесе работает следующая тактика: «увидел сейчас — покупаю сейчас». На наших слабостях зарабатываются баснословные деньги. Зачем придерживаться 4 сезонов, когда можно убедить весь мир в том, что в году 52 сезона (мы называем их неделями), и на каждый этот сезон нужна новая одежда.

Что такое fast fashion?

Fast fashion — дешёвая, быстрая и одноразовая одежда. 

Вы скажете, что никогда такое не наденете. Но разберите ваш гардероб и посчитайте сколько там вещей из Zara, H&M, Topshop, Stradivarius, Bershka, Fashion Nova и Pull&Bear. Эти магазины масс-маркет-сегмента пропагандируют fast fashion, демократизируют цены и подбирают для вас одежду как у звезды, только из пластика.

Основатель и экс-президент компании Inditex, которая владеет Zara, Topshop, Stradivarius и Pull&Bear, Амансио Ортего в 2017 году возглавлял список 10 богатейших людей на планете. В 2019 он занял
шестое место в списке Forbes.

Присмотритесь к людям вокруг себя. Вы не замечали, что они все выглядят одинаково? Точнее, то, что на них надето. 

Вот, что fast fashion сделала с миром. Нам нравится ощущение новизны за полцены. Именно поэтому сегмент быстрой моды — единственный, кто стабильно растёт последние 15 лет и окупается быстрее всех. 

Если одежда дешёвая, значит, производство обходится дешёво. 

Что стоит за дешёвой одеждой? 

Для люксовой одежды этап создания одежды может затянуться на два года. Кроме того, много времени уходит на поиск подходящих тканей и фурнитуры, производство и реализацию. 

Zara изменила правила игры, когда сократила эти процессы до четырёх месяцев, в течение которых бренд занимается дизайном, производством и продажей. 

Чаще всего ничего эксклюзивного масс-маркет не предлагает: это всегда более приближённые к бытовым реальностям фасоны, основанные на тенденциях, которые задают модные дома. 

Например, это платье в котором была Кайли Дженнер. А через какое-то время, что-то похожее появляется на Fashion Nova в три раза дешевле. 

И таких примеров масса. 

Это вообще легально? 

В индустрии моды, как и в кино, есть понятие подделка, а есть подражание или цитирование. Подделкой вещь считается тогда, когда копируются символы и знаки брендов.

А цитирование подразумевает, что компания берёт дизайн одежды и видоизменяет её под себя. Это считается нормальной и легальной практикой.  

Почему мы можем утонуть в одежде?

Сейчас весь мир двигается в бешеном потоке, а значит и бренды должны отвечать быстрым изменениям в моде. 

H&M предлагает покупателям новую одежду каждый понедельник, среду, пятницу и субботу. За 2018 год компания Inditex произвела 
1,6 миллиардов вещей в 7,5 тыс. магазинах.

Социальные сети продолжают продвигать эту тему. Нельзя появляться в одной и той же одежде в сторис, а одинаковые фотки выставлять с разрывом хотя бы в две-три недели. 

Если продолжать такими темпами, можно утонуть в одежде быстрее, чем умереть от климатических изменений. Мы это прекрасно понимаем, но не собираемся останавливаться. 

Зачем мода вредит планете

Мы стали реагировать на ужасные условия на фабриках так же, как на песни Билли Айлиш: не можем поверить в то, что это сделал ребёнок.  Но как это сказывается на планете?

В 2015 году текстильная продукция произвела больше выбросов в воздух, чем все авиакомпании и морские перевозки, вместе взятые.
В 2018 году Стейси Дули, английская журналистка, опубликовала видео, где наглядно показала, сколько воды тратится на создание одной хлопковой футболки.

Выяснилось, чтобы вырастить хлопок, который пойдёт на футболку, используется 10 330 литров воды — это объём питьевой воды, которого бы хватило одному человеку на 24 года жизни.

Что вам говорят такие слова, как полиэстер, нейлон и спандекс, которые мы встречаем на бирках одежды? Это 342 миллиона баррелей нефти в год. Ваши леггинсы, футболки для спорта и обувь сделана из нефти. 

Но хуже всего — вискоза. Она производится из деревьев. Их срубают, очищают и используют только 30%. Остальные 70% уходят в мусорку

Удивительно, что из нефти и дерева можно сделать вашу любимую футболку. Конечный вид материалу придают химикаты, которые потом выбрасываются в реки.

Река Цитарум в Индонезии, где располагаются фабрики H&M Zara, долгие поколения обеспечивала жителей близлежащих деревень —теперь она их травит

У Нуры, которая проживает в деревне близ фабрики, двое детей, которые постоянно болеют. У её детей дошкольного возраста отказывают почки. Всё из-за воды из реки, в которую фабрики сбрасывают химикаты.

Глава деревни на вопрос, каково детям жить рядом с фабриками, ответил:

«Смотря на такое количество опасных химикатов и выбросов в воздух, кажется, что через 50 лет наши дети будут мутантами, прямо как из Людей Икс».

Единственное но: эти дети больные, а не мутанты. 

Вещи на переработку!

Когда мир открыл для себя Мари Кондо, люди начали массово сдавать свои вещи в комиссионные магазины и секонд-хенд. Это выглядит, как логичный выход в борьбе с текстильными выбросами. Вот только Армия Спасения — крупнейшая сеть комиссионных магазинов в США — выкидывает более 18 млн тонн одежды каждые три дня.  

Одежда, которую они не могут продать в течение месяца, отправляется на склады, где в дальнейшем перепродаётся в Африку и Кению. Это самая ненужная, старая и испорченная одежда, поэтому африканцам приходится сжигать более половины купленного.

Имидж компании сильно страдает: маленькие дети в Африке умирают из-за того, что им приходится дышать частичками кофт из H&M и Zara. Поэтому эти гиганты масс-маркета запускают эко-френдли линейки и проводят различные акции в поддержку эко-движения. Вот только насколько это правда?

Быть, а не казаться

В H&M проходит бессрочная акция. Вы сдаёте старую одежду и получаете скидку в 15%. Компания не только выглядит зелёной, но и заставляет вас покупать ещё больше их одежды за счёт скидки в 15%. Но так ли это?

Елена Володина, московская журналистка, провела собственное расследование и выяснила, куда в итоге отправляются вещи.

Программа утилизации в H&M должна выглядеть таким образом. Вещи из Москвы вывозятся в Германию на переработку. Там они сортируются на 200 категорий. Всё, что можно перепродать, продаётся в секонд-хенды по всему миру. То, что нельзя — уходит на переработку. 

Но на деле, вещи не уходят в Германию, а ввозятся на завод в Подмосковье. Там несортированные вещи продаются частным лицам. Из-за того, что вещи не сортируются, посмотреть и отобрать то, что нужно именно вам, не представляется возможным. Значит повышается риск того, что половина вещей будет выкинута и не отправится на переработку. 

И что вы от меня хотите?

Мир постоянно твердит: не ешьте мясо, не используйте столько воды в душе, не покупайте одноразовые вилки и пластиковые пакеты, теперь ещё и нельзя покупать ту крутую кофточку из H&M за 3 тыс. тенге. 

Покупайте, но вкладывайте не в дешёвые вещи и ткани, а в качественные. Они прослужат вам дольше. Не гонитесь за трендами. Нет ничего такого в том, чтобы носить хорошие джинсы год, а, может, и дольше. Если они будут превосходного качества, прослужат ещё и вашим детям. Покупайте хотя бы одну вещь из секонд-хендов. На переработку вашей кофты, которая придёт в негодность через сезон, приходится такое же количество выбросов как от 1 млн машин в сутки. 

Ваша одежда сегодня — чья-та возможность дышать свежим воздухом завтра. 

Читайте также: 

Style Notes: Как повторить стиль Рэйчел Грин из «Друзей»

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Партнерский

Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать

Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...

5 минут
5 минут
«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей

«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей

30 октября Институт гидробиологии и экологии анонсировал выход фильма «По мелям Каспия - Зов тюленей», который рассказывает о...

5 минут
5 минут
Онлайн-курсы — очередной обман или пора присоединяться?
Партнерский

Онлайн-курсы — очередной обман или пора присоединяться?

Про онлайн-курсы в Казахстане сегодня говорят много и с разных сторон. Есть факт: рынок постепенно, но уверенно растет...

7 минут
7 минут
Как прошел осенний шоукейс резиденции BATYR LAB empowered by Visa с Иваном Дорном в Алматы

Как прошел осенний шоукейс резиденции BATYR LAB empowered by Visa с Иваном Дорном в Алматы

Общественный фонд имени Батырхана Шукенова при поддержке лидера индустрии цифровых платежей Visa и бренда Tic Tac организовал...

2 минуты
2 минуты