Спектакль «Белые ночи»: мрачная эстетика Stages
Steppe Select 20 Декабря, 2025

Спектакль «Белые ночи»: мрачная эстетика Stages

Театр Stages выпустил долгожданную премьеру — и отнюдь не праздничную, как можно было бы ждать в канун Нового года. Автор STEPPE и культурный обозреватель Алёна Тимофеева делится впечатлениями об увиденном.


Алматинцев, у которых отняли несколько часов дневного времени, понятие «белые ночи» может довести до слез. Темно, холодно, депрессивно — зимой в нашем городе теперь все, как у Достоевского. Возможно, поэтому режиссер Никита Патуев и взял за основу своего нового спектакля для Stages одноименный текст Федора Михайловича. И алматинцы плакали — правда, не только над своей бедой. 

театр Stages. Белые ночи. Никита Патуев. спектакль по Достоевскому. театральная премьера Алматы. современный театр Казахстан. Карина Кудекова. Чингиз Капин. театральная рецензия. культурная жизнь Алматы

От рок-н-ролла к русской тоске

Кажется, «Белые ночи» — самый тяжеловесный материал Stages. Театр, известный своими музыкальными постановками, и в этот раз себе не изменил: спектакль сопровождает живая скрипка. А вот чего в премьере нет — так это привычной легкости и музыкальной истории. Эдит Пиаф и Фрэнк Синатра, Джордж Гершвин, Батырхан Шукенов — вот обычные герои Stages. Даже танцующие пенсионеры из «Рок-н-ролла на закате», с которым театр объехал весь Казахстан, вполне вписываются в этот ряд. 

Чего не скажешь о героях Достоевского — Настеньке и безымянном мечтателе. Это два, как сейчас бы сказали, фрика, которые случайно встречаются на улице ночного Петербурга. Они оба одиноки, только каждый по-своему. Мечтатель, по его признанию, «никогда не знал ни одной женщины», и светлая искренняя Настенька — это лучшее, что случалось с ним за двадцать шесть лет его существования. Для Настеньки эта встреча тоже в каком-то смысле судьбоносная: только узнав мечтателя, она понимает, как сильно любит другого, недосягаемого и такого желанного.

Экран или сцена?

История двух одиночек умело разворачивается в руках талантливых актеров. Дуэт Карины Кудековой и Чингиза Капина можно легко представить на киноэкране, но на небольшой театральной сцене он смотрятся даже убедительнее. Правда, поначалу складывается ощущение, будто обоим тесно. Тяжелый, глубокий текст Федора Михайловича не оставляет пространства для маневра. Он как густой питерский туман, через который надо продираться. Это сказывается на динамике спектакля: первая его половина развивается довольно медленно.

Но к середине актеры разыгрываются, а темп событий ускоряется. И чем быстрее герои сближаются, тем больнее ощущается та пропасть, которая между ними вдруг образуется. Причем этот раскол был очевиден с самого начала. Но завороженный актерской игрой, зритель проваливается в атмосферу и не замечает того снежного кома, под который вот-вот попадет.

театр Stages. Белые ночи. Никита Патуев. спектакль по Достоевскому. театральная премьера Алматы. современный театр Казахстан. Карина Кудекова. Чингиз Капин. театральная рецензия. культурная жизнь Алматы

Пару слов об атмосфере 

 Вопреки названию, «Белые ночи» оформлен максимально мрачно, даже готично. Карина Кудекова в слоеном черном платье и с подводкой на глазах выглядит точь-в-точь как героиня Тима Бёртона. Вся сценография выполнена в черном — стильно и одновременно угнетающе.

Пока что «Белые ночи» стоит в репертуаре Stages особняком. Но вместе с тем и формирует новую режиссерскую ветку Никиты Патуева, который строит весь спектакль на харизме двух ведущих актеров. Разве что в уже упомянутом «Рок-н-ролле на закате» к безупречной игре Еркена Губашева и Елены Набоковой добавлялась музыка на виниловых пластинках. В «Белых ночах» и музыка, и сценография очень условны, и кажется, будто спектаклю не хватает объема. Будто одного маленького черного платья все-таки оказалось мало.

Автор статьи

Алена Тимофеева