Как выбрать подарок геймеру: разбираемся на примере техники Thunderobot
У компьютерных игр и киберспорта огромное количество фанатов всех возрастов — в вашем окружении точно есть любители видеоигр...
Недавно я принял участие в торжественном открытии Центра исследования гендерной экономики, созданного Университетом Нархоз совместно с Фондом Сорос-Казахстан. В данном Центре будут обучаться стипендиаты магистранты и докторанты, которые будут изучать гендерные вопросы с экономической точки зрения. Это первый научно-исследовательский центр, посвященный данной тематике, не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии.
Я искренне рад этому. Поскольку в нашей стране (возможно) впервые будет изучаться феминистская экономика и благодаря этому начнутся исследования понятия экономики в целом, общее состояние гендерной экономики в нашем обществе, которая начнет обретать новый смысл. Мы надеемся, что не просто обретет новый смысл, но и будет способствовать тому, чтобы экономика начала служить гендерному равенству в нашей стране.
Потому что мэйнстрим экономической теории не способен создавать основу для гендерного равенства.
Как и во всех сферах науки, экономическая теория мэйнстрим позиционирует себя как теория, выдвигающая рациональные, универсальные и объективные идеи, однако существующие экономические анализы возникли, в первую очередь, из патриархальных взглядов. Если говорить о площади охвата и исследования классической экономической теории и ее свойствах, можно увидеть, что данная теория отодвигает женский опыт и практику на задний план, а в центр экономики выдвигается западный мужчина-капиталист белой расы». В 1980-е годы многие феминисты-экономисты указывали на то, что неоклассические экономические теории не способны, и не проявляют усилия для охвата, всего мирового сообщества. Потому что не считаются с гендерными, культурными, этническими, расовыми и классовыми факторами; а вместо этого поддерживает понятия однотипного человека. Это понятие однотипного человека является основой экономической теории мэйнстрим, которая принимает во внимания только субъектов рынка. С этих позиций основным вкладом феминистов-экономистов явилось расширение площади охвата экономических теорий мэйнстрим.
Теории феминистской экономики указывают на необходимость экономического понятия, охватывающего такие виды работ, как домашнее хозяйство, уход за детьми и стариками, которые в результате рыночных отношений были упущены из вида экономической теории основного течения. Таким образом переработка – есть ничто иное, как переработка обязательной работы женщин, которая на них «возложена», либо которую они выполняют каждый день. Хотя работа женщин по дому никогда не принималась во внимание в экономической теории основного течения, без сомнения, она является самой важной частью повседневной жизни. Несмотря на то, что этот труд выполняется женщинами, он всегда остается незамеченным и невидимым. Экономические теории не оценивают труд женщин в доме в качестве экономической ценности. То, что труд женщин остается без внимания, зависит от определенной роли женщин и мужчин с гендерных позиций, а также вследствие установившегося понятия, что место женщины в ее индивидуальной площади (в доме). Говоря иначе, домашний труд женщин остается за пределами рынка, в который не вкладывают особого смысла.
Поэтому, как отмечает феминист-экономист Мишель Пюжоль, экономические теории основного течения отстраняют женщин.
Пюжоль утверждает, что теоретики неоклассической экономики не принимают женщин за людей, основной причиной этому является то, что в обществе существуют патриархальные принципы. По характеристикам неоклассической экономики мужчины – это автономные независимые личности, а женщины не умеют существовать самостоятельно, являются нежными существами. Из-за этого они чаще всего характеризуются как чья-то супруга, мать либо дочь. Поэтому в экономике основного течения, основывающейся на подобных патриархальных взглядах, мужчина характеризуется как лидер-добытчик, а женщина рассматривается как зависимый человек, сидящий дома, и соответственно, закрепляется понятие, что ежедневный домашний труд женщин никак не оценивается.
Цель феминистской экономики – освободить экономику от окружения сексистских взглядов, расширить ее границы, чтобы можно было охватить как женщин, так и мужчин.
А основной преградой для реализации данной цели является то, что ответственность и обязанности женщины в доме стали неотъемлемой частью жизни женщины. Основоположники неоклассической экономики, известные теоретики Артур Сесил Пигу, Альфред Маршалл и Фрэнсис Эджуорт считают женщин, неспособными принимать сознательное решение, производственные возможности которых ограничиваются только домашним бытом, которые совсем не умеют адаптироваться к индустриальной сфере. Вследствие этого теория экономики основного течения считает, что женщины могут занять место на рынке труда только тогда, когда это необходимо. В результате этого причиной привлечения женщин к рынку труда называют заработную плату ее мужа. То есть это означает, что женщина может быть выйти на работу только в том случае, если ее муж зарабатывает недостаточно много.
Вследствие того, что женская работа не ценится с экономической точки зрения, в современных статистических данных и анализах работа женщин по дому, то есть домашнее производство не сможет войти в перепись всеобщего национального продукта. А размер материальной компенсации ежедневной работы женщин по дому, скажем, не маленький. Несмотря на то, что каждодневная рутинная готовка еды, стирка белья и мытье посуды, уход за домочадцами, уборка дома как внутри, так и снаружи, и другие виды работ, выполняется женщинами, экономическая теория основного течения не оценивает данный вид работы как экономическую ценность.
Феминисты-экономисты для очищения экономическую отрасль от патриархально-сексистских взглядов понятий экономики основного течения, предлагают различные варианты. Одним из главных предложений является характеристика мужчин и женщин в экономической теории независимо от их гендерных ролей, приписанных им обществом.
Согласно этому принципу женщина будет характеризироваться как свободная личность, способная принимать осознанное решение, занимающая особое место в экономике.
Также имеется еще одно предложение. Экономика должна охватывать не только экономические меры, связанные только с рынком, но и труд людей в семье, в которой они проживают. Как утверждает Дайана Штрассман, только в таком случае исчезнут различия между экономическими мерами, связанных с публичной сферой и экономическими мерами, связанных с приватной сферой. В результате этого женская домашняя работа, которая до этого была отстранена от экономических понятий основного течения, будет охвачена экономической мыслью.
Хотим еще раз повториться, что несмотря на то, что экономические понятия основного течения претендуют на объективность и провозглашая общечеловеческие ценности, на практике они исподтишка формируют и распространяют патриархальные взгляды. В результате этого на рынке труда женщины все-таки находятся на ступень ниже, чем мужчины. Поэтому, несомненно, пересмотр понятий и взглядов на экономику являются одной из важнейших тем в современной экономической теории.
Хочется отметить, что термин экономика произошло от греческого слова, которое в переводе означает сочетание слов «дом» и «закон». То есть «закон в доме» или «правила, связанные с домашним хозяйством». А если это так, то не стоит забывать, что экономическая площадка начинается не снаружи дома, а изнутри, и о трудящихся в доме (в основном) женщинах, а также об их материальных правах. Желаю Центру исследования гендерной экономики, созданному в Нархозе при поддержке Фонда Сорос-Казахстан, стать таким институтом, который будет способен повлиять на нашу науку и повседневную жизнь!
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)