Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
Начало казахстанского кинематографа принято считать с фильма «Амангельды», вышедшего на экраны в 1938 году. «Амангельды» стал огромным событием в культурной жизни КазССР – зрители, выходя из зрительного зала, вновь становились в очередь за билетами на следующий сеанс. Однако дальнейшее развитие казахстанского кинематографа замедлилось из-за Второй мировой войны.
режиссер: М. Левин
сценарий: В. Иванов, Б. Майлин, Г. Мусрепов
в главной роли: Е. Умурзаков
В художественном кино основной задачей казахских режиссеров являлось изображение судьбы человека, его духовного поиска и борьбы. Большинство фильмов того времени, к сожалению, были агитационными, из-за чего сейчас их смотреть бывает сложно, но, безусловно, есть и исключения.
«Казахстанское кино в советский период не испытало такого взлета, как киргизское или узбекское. Казахстан был очень сильно подвержен идеологии, поэтому, если не брать ярких личностей, огромное количество картин снималось заказного, производственного и историко-революционного характера», – казахстанский киновед Гульнар Абикеева.
В шестидесятые годы в казахстанском кинематографе появляются несколько пронзительных фильмов о войне, такие как:
режиссер: А. Карпов
сценарий: А. Сацкий, Ж. Ташенов
в главных ролях: А. Умурзакова, К. Байсеитов, И. Шалабаева
«Красота этой любви, скорбь и боль утраты, умение найти в себе силы жить после потери единственного сына, и не просто жить, а быть нужной людям – все это слилось в моей героине. Никогда не забыть мне встречи со зрителями в Целинограде. После премьеры фильма ко мне подошел седой рабочий и сказал: «Трое сыновей было у меня, и все погибли на фронте. Жена ослепла от слез. Но когда я рассказал ей о вашем фильме – захотела посмотреть его». Я сидела рядом с этой женщиной в зрительном зале и плакала вместе с ней», – главная актриса Амина Умурзакова.
режиссер: Ш. Айманов
сценарий: О. Сулейменов
в главных ролях: Е. Умурзаков, М. Ахамедиев,
В. Шевцов, Ю. Померанцев
Одним из наиболее ярких представителей послевоенного кинематографа в Казахстане является Шакен Айманов. Он титан казахского кино, народный любимец и все это, конечно, не просто так. Ведь такие фильмы, как «Наш милый доктор» (1957), «Конец Атамана» (1970), «Ангел в тюбетейке» (1968), по праву завоевали статус культовых.
Среди историко-приключенческих фильмов особо стоит отметить выше упомянутый фильм Ш. Айманова «Конец Атамана», сценарий к которому написали А. Михалков-Кончаловский и Э. Тропинин. А также фильм Э. Уразбаева – «Транссибирский экспресс», являющийся своего рода продолжением фильма Ш. Айманова, где герой из «Конца Атамана» теперь действует в Маньчжурии.
Транссибирский экспресс (1977)
режиссер: Э. Уразбаев
сценарий: А. Адабашьян, Н.Михалков
в главных ролях: А. Ашимов, Н. Терентьева, О.Табаков
В эти годы снимали свои фильмы такие яркие представители казахского кинематографа, как Абдулла Карсакбаев, Мажит Бегалин, Султан Ходжиков. В целом можно утверждать, что режиссеры 60-х годов определили лицо казахстанской «классики». Кинематограф советского периода является отправной точкой для развития кино сначала перестроечного, а затем и независимого Казахстана.
С 1967 года в Казахстане начинается выпуск мультипликационных фильмов. Первым казахстанским мультфильмом был фильм «Почему у ласточки хвост рожками» Хайдарова. В те годы было принято выпускать один-два фильма в год для детей и подростков. Наиболее известные – «Меня зовут Кожа» (А. Карсакбаев), «Алпамыс идет в школу» (А. Карсакбаев), «Шок и Шер» (реж. К. Касымбеков), «У заставы «красные камни» (реж. Ш. Бейсембаев), «Мой дом на зеленых холмах» (А. Сулеева).
Следующим этапом для казахстанского кинематографа стал перестроечный период – эти фильмы отражали реалии времени, в них уже не было той помпезности и пафоса, которыми отличалось кино социалистическое. Режиссеры уже не приукрашивали действительность. В эти годы появилось очень много молодых независимых кинематографистов, они же и стали представителями казахской «новой волны» – вчерашние студенты мастерской Соловьева во ВГИКе.
режиссер: Р. Нугманов
сценарий: А. Баранов, Б. Килибаев
в главных ролях: В. Цой, М. Смирнова
«Люди в мире разделяются на две категории – одни сидят на трубах, а другим нужны деньги. На трубе сидишь ты».
«Я сам вырос на французском кино, и весь наш курс Соловьева смотрел исключительно фильмы французской волны, и каждый выбрал себе героя. Вот у меня, например, героем был Жан-Люк Годар, у Дарежана Омирбаева – Робер Брессон, кто-то выбрал Трюффо, кто-то обратил внимание на комедийное направление. Французское кино 60-х, 70-х, даже 30-х годов – это то, откуда наша новая волна выросла», – Рашид Нугманов.
В этот период казахстанское кино стало известно и в Европе. Режиссеры представляли свои фильмы на различных международных кинофестивалях. 1989 год принес казахстанским режиссерам первые призы на престижных международных кинофестивалях: лента «Прикосновение» была показана в конкурсе Нантского кинофестиваля, «Волчонок среди людей» – во Франкфурте-на-Майне и в Лиссабоне, премьера «Влюбленной рыбки» состоялась в Нью-Йорке. Позже картина Д. Омирбаева «Кардиограмма» шла во Франции в прокате два месяца, «Жизнеописание юного аккордеониста» С. Нарымбетова удостоено шести призов во главе с премией Жоржа Садуля Французской академии, «Фара» А. Карпыкова получил приз за лучшую мужскую роль на Московском кинофестивале.
В этот период пытались избавиться от постсоветских комплексов, ставились вопросы о собственной идентичности. Все те темы, о которых долгие годы нельзя было говорить из-за жесткой советской идеологии (период коллективизации, годы сталинских репрессий, восстание 1986 года и так далее), нашли отражение в кинокартинах этого периода. К примеру, в таких фильмах, как «Суржекей — ангел смерти», «Жизнеописание юного аккордеониста», «Людоед» показана неприкрытая реальность, в которой жил народ. Особое внимание после обретения независимости внимание было уделено восстановлению исторической справедливости («Гибель Отрара», «Батыр Баян», «Юные годы Абая», «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Юность Жамбыла»…).
режиссер: Д. Омирбаев
сценарий: Д. Омирбаев, Л. Джексембаева
в главных ролях: Т. Асетов, Р. Абоуова
Мне кажется, современное искусство должно в первую очередь интересоваться внутренним миром человека, а не внешним, – Дарежан Омирбаев.
«Айналайын» (1990, реж. Б. Калымбетов)
«Разлучница» (1991, реж. А. Каракулов)
«Аллажа» (1993, реж. К. Абенов)
«Голубиный звонарь» (1994, реж. А. Каракулов)
«Слабое сердце» (1994, Е. Шинарбаев)
«Тот, кто нежнее» (1996, реж. А. Карпыков)
«Шанхай» (1996, реж. А. Баранов)
«Горький дым осени» (1997, реж. Г. Шутанова)
«Аксуат» (1997, реж. С. Апрымов)
«Заманай» (1998, реж. Б. Шарип)
В наше время зритель имеет больше возможностей для просмотра, нежели это было в 90-е. Количество снимаемых фильмов значительно возросло и, кажется, они наконец-то стали доходить до зрителя. Появляется все больше новых имен, известных и за пределами Казахстана. К сожалению, на серьезном казахском кино и артхаусе особо не заработаешь, окупаемость большинства таких фильмов чаще всего равна нулю. Участие в международных фестивалей – не только способ заявить о себе за пределами Казахстана, но и найти своего зрителя. Например, в феврале 2013 года картина Эмира Байгазина «Уроки гармонии» получила награды на Берлинском кинофестивале и еще почти на пятидесяти международных смотрах.
режиссер: С. Дворцевой
сценарий: С. Дворцевой, Г. Островский
в главных ролях: Т. Байскалов, С. Еслямова
Хотя Сергея Дворцевого и сложно назвать казахстанским режиссером, его работы стоят внимания нашего зрителя. В своих документальных работах («Счастье» (1995), «Трасса» (1999) ему удалось достичь высокой точности и поэтичности одновременно, столь редко встречаемой во многих игровых фильмах. Его же постановочный фильм «Тюльпан» был удостоен приза на Каннском фестивале.
Двумя самыми яркими представителями новой плеяды режиссеров являются Эмир Байгазин и Адильхан Ержанов, чьи фильмы уже фигурируют в списках лучших азиатских фильмов. Адильхан Ержанов также является представителем партизанского кино в Казахстане – бескомпромиссного объединения молодых кинематографистов, снимающих безбюджетное кино на социальные темы.
режиссер: Э. Байгазин
сценарий: Э. Байгазин
в главных ролях: Т. Айдарбеков, А. Анарбаев
«Кино стало откровенно бесполезным: и зритель его не особо любит, и культуре толку от такого кино нет никакого. Конечно, всегда есть возможность появления сильного автора, который все же мог бы добиться снисхождения создавшейся системы. Но в целом кино у нас, как страус, — спрятало голову в песок и ничего не видит, надеется, что пронесет. Не хочет замечать проблем и живет в некоем своем цензурированном спокойном мире. Французы 60-х называли такие фильмы буржуазными», – Адильхан Ержанов
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)