Как алматинские студенты открыли киберспортивную академию

8 минут Дария Усенова
Как алматинские студенты открыли киберспортивную академию

Основатели спортивной академии Алдияр Искаков и Георгий Петриашвили о киберспорте в Казахстане, проблемах непрофессиональных игроков и развитии игровой индустрии.


Кибер Академия

Георгий: Я долгое время занимался волейболом, но когда пришло время выбирать между спортом и учебой, я выбрал учебу. Младший брат в то время стал увлекаться компьютерными играми и я позвонил своему другу Алдияру, который тоже этим увлекается, спросить, что такое киберспорт.

Нам эта индустрия показалась интересной. Поэтому полтора года назад мы стали изучать рынок, искать инвестиции и спонсоров. У нас вообще ничего не было, кроме бизнес-плана и презентации.

Позже мы решили действовать своими силами. Арендовали места в компьютерном клубе в центре города. Написали известным профессиональным игрокам, которые посоветовали нам других опытных игроков. Так, мы нашли тех, кто сейчас тренирует наших учеников. А когда провели первую пробную тренировку, то увидели, что интерес к киберспорту в Казахстане высокий.

 киберспорт

Изначально мы просили всех друзей репостить наши записи в социальных сетях о том, что открываем киберспортивную академию. Вложили деньги в рекламу в социальных сетях, подключили паблики игровой индустрии Казахстана и попросили их сделать репост. Многие пошли нам навстречу и поддержали наш проект. Таким образом, на первой пробной тренировке у нас было 20 человек. Первые две недели тренировки были бесплатными. Мы смотрели, что нам нужно исправить или доработать. Сейчас в академии обучается около 60 человек, в 10 командах.

Наши ученики платят 12 тысяч тенге в месяц за 12 тренировок по 3 часа. Цена у нас сейчас даже ниже, чем в компьютерном клубе. 

Мы не хотели, чтобы тренировки в академии были дороже, чем в обычных спортивных секциях. Очень важно, что здесь у игроков не уходят деньги на дополнительную экипировку. 

К примеру, в волейболе, футболе или хоккее платят больше. В футболе нужны бутсы, щитки, гетры, форма. А ребенок растет и каждый год появляются новые затраты. Мы же предоставляем все необходимое: приходи и играй.

Игроки и родители

Родителям мы объясняем, что не отрицаем минусы компьютерных игр при неправильном подходе. Некоторым родителям даже важно, чтобы их ребенок практиковал английский с помощью компьютерных игр, так как половина community говорит на английском.

мышка

Если родители переживают за безопасность ребенка, младших участников мы провожаем до машины либо просим отчитаться. За 3 часа, что он на тренировке, мы несем полную ответственность за его безопасность и вещи, следим, чтобы его никто не трогал. 

Алдияр: Некоторые из них жалуются, что ребенок играет дома по 12 часов в день. В этом случае мы говорим, что в академии он будет заниматься 9 часов в неделю, а дома они могут запретить ему играть. Это, конечно, не очень хорошо для нас, так как мы заинтересованы в его росте и тренировках, но иногда вынуждены идти на компромисс. Мы являемся мостиком между ребенком и родителями.

Команда

Сейчас мы работаем вдвоем, но у нас также есть SMM менеджер и два тренера по каждой дисциплине – Counter Strike и Dota. Эти игры наиболее востребованы сейчас.

В Казахстане и странах СНГ спонсорам ты сначала должен продать киберспорт, объяснить, что это такое, почему это может быть интересно для них. А потом уже продвигать свою академию.

Индустрия в Казахстане продолжает расти, хотя это может быть незаметно. Активных игроков в Казахстане сейчас около 1,5 млн человек. Это очень хорошие показатели, а по продажам Казахстан стоит на одном уровне с Беларусью и догоняет Украину.

Как проходит процесс тренировок?

Алдияр: Когда молодой человек приходит на первую бесплатную тренировку, мы рассказываем ему о программе, чтобы он понял, хочет ли он чего-то добиться в киберспорте. После чего с ним начинает работать тренер, который наблюдает за его игрой. 

У нас даже есть своя шкала, по которой мы распределяем каждого игрока по его поведению в команде, коммуникациям, индивидуальному уровню игры. Смотрим на разные факторы, выводим средний балл и дальше уже комплектуем команды. Пытаемся сделать так, чтобы в первую очередь они стали друзьями. 

 киберспорт

Мы мониторим игроков целый год, понимаем, какие у них привычки. Все это может повлиять на игру, так как все ребята молодые. 

Проблема киберспорта в странах СНГ в первую очередь заключается в коммуникациях в команде. Многие ребята начинают играть вместе, позже у них появляются спонсоры, дают им деньги или жилье, а когда игроки начинают выигрывать, появляются конфликты внутри команды. И команда распадается.

Мы решаем эту проблему, устраиваем тимбилдинги.

Наша цель – сделать киберспорт не просто игрой для них, а чтобы они подходили к этому профессионально и осознанно.

Нужно, чтобы они работали над собой, изучали свои ошибки. 

Мы планируем построить структуру. Если 10 лет назад люди просто собирались в непонятном компьютерном клубе и играли, то сейчас это нужно организовывать, проводить отбор. То есть не просто так инвестировать в человека деньги, а делать это целенаправленно.

Трансферный рынок киберспорта также растет. Пять лет назад никто не мог представить, что игрока по Counter Strike можно купить за миллион долларов, а сейчас это реально. Здесь тоже есть над чем работать. Существует очень мало игроков, у которых есть агенты, продвигающие их. Игроков не знают в лицо. Нужно делать их более медийными, делать из них звезд.

Как и в любом виде спорта, здесь смотрят не только на результаты, но и на количество подписчиков, на то, как стильно он одет и может ли он что-то рекламировать. Это приносит большие деньги как организации, так и игроку.

Карьера в киберспорте

От общего процента игроков, наверное только 1-2% воспринимают это, как карьеру. В Казахстане нет киберспортивных организаций должного уровня. Есть зарубежные компании, как Gambit. Состав казахстанцев уже выигрывает чемпионат мира по Counter Strike, но организация украинская, а сейчас их купил МТС. Базируются они в Украине, тренировки проводят там. С Казахстаном они связаны только тем, что у них наши паспорта. 

В Казахстане сейчас 2 киберспортивные организации, которые выступают на высоком уровне. Что бы ни говорили о том, что Казахстан номер 1 по киберспорту, все, что сейчас делается – существует благодаря российским и украинским компаниям и командам.

клавиятура

Менеджментом в киберспорте Казахстана сейчас занимаются игроки. Они сами распределяют деньги инвесторов. У них нет контроля и плана. Игроки нарушают все классические функции менеджмента. Вместо того чтобы тренироваться, они бронируют отель, покупают билеты. Они неплохо играют, но у них нет плана действий, методики тренировок. Важна даже физическая активность. Если спортсмен физически не подготовлен, то он не сможет выдержать нагрузки в игре. 

В итоге он не делает ничего как менеджер и теряет свои качества как игрок. Мы хотим исправить это.

Когда приходит инвестор и спрашивает, что они сделали за это время, игроки не знают, что ему ответить. И он прекращает с ними сотрудничать. 

В киберспорте, как и в любом другом виде спорта, нужны талант и трудолюбие. Если есть талант, но ты никак его не развиваешь, то ничего не получится. Если есть трудолюбие и нет таланта, то ты тоже вряд ли станешь великим игроком.

Мы хотим, чтобы обычные ребята, которым нравится играть, стали профессионалами.

Профессионал – это не тот, кто хорошо играет, а тот, кто зарабатывает на этом деньги. 

Димаш Шаяхметов, 16 лет, ученик Кибер Академии:

Я начал играть в 13 лет, мне это понравилось и я решил продолжить. О киберспортивной академии узнал в феврале 2018 года. Решил туда пойти, чтобы попробовать пройти на про-сцену. Я с 2016 года мечтаю туда попасть и увидел, что существует такая академия. Хожу туда уже 3 месяца.

Димаш Шаяхметов

Прогресс очень хорошо заметен, и это вижу не только я, но и наш тренер Сергей. Я пришёл к ним почти никакой. Плохо играл, но уже через 2 месяца после того, как начал заниматься, стал лучшим игроком месяца в академии. 

До этого у меня не получалось, так как мне нужен был человек, который все знает об игре, то есть тренер. За ним я и пришёл в академию, и уже есть достижения.

Родители одобряют мои занятия, они хотят, чтобы я был счастлив.

Сергей Ли, 24 года, тренер академии:

В компьютерные игры я играю с первого класса. Моя карьера началась давно, когда я переехал в Алматы в 2009 году, тогда даже версия игры была другая. Я приходил на турниры, знакомился с ребятами, так все и началось. Путь был нелегким, но я все равно играл, много тренировался. Сейчас я профессиональный игрок в Казахстане.

А в Академию я пришел в ноябре 2017, стал работать тренером. Это было очень интересно, так как это первая академия киберспорта в Казахстане. Я помогаю ребятам, учу, подсказываю, что и как нужно делать. Анализирую игру наших учеников, выявляю слабости, а также сильные стороны, над чем стоить работать, а что нужно подтянуть. У каждого по-разному, все уникальны.

Димаш Шаяхметов

Стать профессиональным киберспортсменом вполне реально. Многие игроки из Казахстана находятся на про-сцене. У них есть зарплаты, они ездят на сборы в других странах. Просто нужно идти правильным путем. Очень часто ребята просто играют и не понимают, что делать. Поэтому я стараюсь передать свой опыт.

Если ты работаешь над собой и своей игрой, то это даст о себе знать.

Да, талант тоже важен, талантливым игрокам легче играть, но нужно постоянно работать над собой. Если ты ленишься, то ни к чему не придёшь. 


Читайте также наш материал о развитии игровой индустрии, трендах и инновациях. 

 

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Не только венчур: как MOST планирует развивать альтернативные инвестиции в Казахстане. Интервью с Павлом Коктышевым

Не только венчур: как MOST планирует развивать альтернативные инвестиции в Казахстане. Интервью с Павлом Коктышевым

В условиях глобального роста интереса к альтернативным инвестициям, Павел Коктышев и его команда создали MOST Investors Club,...

4 минуты
4 минуты
«‎Возможно, сегодня киберпреступность — это бизнес на несколько триллионов долларов»‎: интервью с сооснователем IT-компании Acronis Serg Bell

«‎Возможно, сегодня киберпреступность — это бизнес на несколько триллионов долларов»‎: интервью с сооснователем IT-компании Acronis Serg Bell

Serg Bell — предприниматель и венчурный инвестор, сооснователь, член совета директоров и бывший генеральный директор компании...

3 минуты
3 минуты
Back-to-School: как сезонные тренды влияют на рынок и что это значит для бизнеса?
Партнерский

Back-to-School: как сезонные тренды влияют на рынок и что это значит для бизнеса?

В преддверии нового учебного года родители активно готовятся к сезону Back-to-School, приобретая все необходимое для своих...

3 минуты
3 минуты
Oraclus: Search Engine Developed in Kazakhstan Uses GPT Algorithms to Answer Any Question About Web3. 

Oraclus: Search Engine Developed in Kazakhstan Uses GPT Algorithms to Answer Any Question About Web3. 

Oraclus is an innovative AI search engine that generates answers to any user request related to Web3. The service's co-founder,...

6 минут
6 минут