Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
Мы решили узнать, где находится грань родительского контроля и как реально ограничивать информационные потребности ребенка.
Побеседовали с семилетним Дамиром и одиннадцатилетней Ханифой и их родителями, которые ограничивают им доступ к гаджетам.
Мама Ханифы, предпринимательница:
Смартфон постоянно отвлекал её от учебы и всё свободное время ребёнок зависал в телефоне. От этого она стала рассеянной. После того, как мы отобрали телефон и ограничили пребывание в нем, у неё начались ломки. Были истерики. Несмотря на то, что прошло уже два месяца после отказа от гаджетов, мы до сих пор боремся. Ребенок постоянно требует вернуть ей телефон. В таких случаях родителям тяжело устоять и выразить свою волю до конца.
Самое главное — научиться вести диалог с ребенком и выстроить график нахождения в интернете. Мы не используем никакие сервисы по блокировке, но нужно контролировать то, в каких ресурсах ребенок любит проводить время. Доверие необходимо, но нужен адекватный контроль.
Есть интересный факт. Дети активно сидят на Youtube и у них появляются одинаковые интересы и потребности. Например, известная многим родителям кукла LOL, о которой мечтают все современные девочки. Одно время была большая волна на PetShop — дети с ума сходили по ним.
Нужно понимать, что каждый ребёнок индивидуален и уровень развития может отличаться, поэтому родители сами должны выбрать оптимальный вариант — когда предоставить свободу выбора в использовании гаджетов.
В нашем случае Ханифа не умела дозировать своё пребывание в интернете и телефон её засасывал. Она не отлипала от гаджета и было сложно прервать её контакт. Вы же знаете, как на Youtube ролики идут безостановочно и без перерыва. Сейчас она получает телефон на каникулах, но я до сих пор ограничению её во времени.
Мама Дамира, детский невропатолог:
К полному отказу от гаджетов мы не пришли, конечно же. Сейчас такое время, что очень сложно этому противостоять. Все сидят вокруг с этими устройствами. Но есть один хороший метод — отключить интернет. Самое главное в отлучении от гаджетов — это ограничить время. Чтобы ребенок мог активно подвигаться, погулять на улице и ходить на различные секции. Нужно занимать его время, тогда он не будет сидеть перед телевизором и планшетом.
Когда мы переехали в новую квартиру у нас не было интернета. За 3-4 дня его отсутствия ребенок переиграл во все игры, перечитал массу книг. Он читает очень громко и стал радио-телевизором для нашей семьи на тот момент.
У ребенка были ломки и он всё время спрашивал, когда же будет интернет и просил подключить его. Бывало плакал и истерики закатывал, но если занять его, то всё было нормально. Недавно купили ему модель солнечной системы и он увлеченно расскрашивал её.
Сейчас сын пошел в первый класс. Если раньше у него было бесконтрольное использование гаджетов, то сейчас стараюсь ограничивать его хотя бы в учебное время. Если дать ему свободу выбора, то получится, что он будет целыми днями сидеть за ноутом или телевизором. Как врач могу сказать, что меня часто посещают дети, зависимые от гаджетов. У них тики, неврозы, головные боли и нервные срывы. Постоянное нахождение гаджетов рядом воздействуют на нервную систему. Помимо лечения, советую родителям отлучать детей от гаджетов. Если они прислушиваются ко мне, то через несколько месяцев у ребенка всё проходит. Но многие отдают ребенку гаджеты обратно и тики возвращаются.
Нужно занимать досуг ребенка и направлять его внимание в полезное русло. Планируем всех детей отправить на плавание, когда потеплеет. Чтобы они не сидели всё время над устройствами, которые крадут так много времени. Мы все зависимы от гаджетов и соцсетей, так или иначе.
Ханифа, 11 лет:
Конечно, плохо без телефона. Хочется общаться с друзьями, лазить в интернете и снимать видео.
— Что ты делаешь вместо этого?
Смотрю телевизор (смеется). Утром я кушаю, делаю уроки и иду на учебу. У меня вторая смена, поэтому прихожу со школы только вечером. Иногда читаю книжки, играю в настольные игры и ложусь спать.
— У тебя есть телефон для звонков?
Нет, если мама куда-то улетает, то я звоню с бабушкиного телефона. Если наоборот, то с телефона мамы. Если нахожусь в школе и мне нужно что-то сообщить, то я знаю наизусть номера и прошу телефон у одноклассников. Бабушка сказала, что отдаст мне его, когда я перестану быть рассеянной и стану лучше учиться.
Вообще, я всю жизнь рисую и люблю рисовать, но почему-то постоянно теряю свои рисунки (смеется). Не понимаю абстракцию в современном искусстве и почему люди зарабатывают на этом много денег? Когда я перестала сидеть в смартфоне, то начала больше рисовать и забывала о гаджетах. Сейчас я не так зависаю в телефоне, как раньше.
Дамир, 7 лет:
У меня в жизни вообще не было ни одного телефона и планшета. У меня есть несколько друзей: школьные друзья и два домашних друга. У всех моих одноклассников и знакомых есть телефоны.
— Как ты связываешься с домашними?
У меня есть часы, с которых я могу звонить домой. Это единственный гаджет, который я использую.
Еще смотрю телевизор и через браузер включаю мультики, программы и передачи. Люблю смотреть Черепашек-Ниндзя и канал «Познаватель». Смотрю разные эксперименты, где делают самодельных лизунов, термомозаики и желейных мишек. В MOGOL TV узнал, что женщина в год съедает 4 килограмма помады, а мужчина 1 килограмм. Из-за поцелуев. Мама рекомендует смотреть телевизор 1 час в день.
— Ты выполняешь эти рекомендации?
Бывает, что да. У Деда Мороза недавно заказал телефон. Передумал заказывать у него iPhone X, потому что он слишком дорогой. Теперь хочу iPhone 7, потому что он водонепроницаемый.
Ягдар Туреханов, психотерапевт:
Возможности мозга велики, но все же ограничены. То, что мозг считает важным для выживания и процветания своего организма – удерживается во внимании и памяти, а всё остальное игнорируется. Если говорить об условно здоровых детях, в основном чувствующих себя в безопасности, то так называемое множество информационных потоков не может сравниться с информационными потоками ребенка каменного века. Когда он был окружен хищниками, стихиями и голодом. Искусственно создаваемый ажиотаж вокруг информационных ресурсов может привести к развитию хронического стресса. Родители пытаются внушить маленькому ребенку, что интерес к интернету и компьютерным играм – это признак ненормальности и приводит к психическим расстройствам.
Гаджеты могут быть опасны, хотя они созданы для облегчения доступа к информации. С другой стороны, гаджеты – это неизбежность, такая же, как изобретенная в свое время письменность, книгопечатание, а затем радио и телевидение. Задача взрослых, как мне кажется, не ограничивать использование гаджетов детьми, а помочь им освоить возможности гаджетов для познания мира.
Познание мира – главная потребность детского мозга после еды, сна и эмоциональной поддержки близких людей. Родители, которые сами еще не потеряли интерес к познанию, используют гаджеты на полную катушку для чтения интересной литературы, просмотра видео и для связи с интересными людьми. Дети таких родителей неизбежно втягиваются в эти процессы. Дети запуганных и озлобленных родителей бегут в альтернативную реальность за информацией и поддержкой, которых им так не хватает. Кстати говоря, компьютерные игры один из мощных инструментов познания мира.
Насилие порождает насилие. Взрослые читатели могут вспомнить свое детство, когда им пытались что-то запретить. В детстве они легко находили пути, как обдурить ограниченных взрослых. Как они расценивали такое поведение родителей? О чем они мечтали? Как так получилось, что теперь они копируют их поведение? Можно вспомнить о своих желаниях и интересах. Что мешает их реализовать? Можно попробовать делать это вместе с детьми. Пока дети еще не окончательно разочаровались в своих родителях.
Насколько родители готовы считаться со своими детьми, их чувствами и желаниями? Как бы отреагировали родители, если бы кто-то пытался оторвать их от занятий интересной работой с просроченным дедлайном, от просмотра любимого сериала или от занятий сексом? Может показаться, что это несопоставимые вещи и родители точно знают, что для ребенка лучше. Возможно так и есть. Можно попробовать обсудить это с детьми. В спокойной обстановке, в удобное и для родителей, и для детей время. Можно попробовать представить, что ваши дети – разумные человеческие существа, со своим уникальным опытом, способные к уважению и сопереживанию. Как и вы.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)