Классик, DJ, рэппер и продюсер о многогранности казахстанской музыки

11 минут The Steppe
Классик, DJ, рэппер и продюсер о многогранности казахстанской музыки
Партнерский

Лима Диас, управляющий директор Samruk-Kazyna Trust

В какой бы точке мира не находился казахстанец, услышав кюй Курмангазы или песню Батырхана Шукенова, он обязательно вспомнит о доме. Вне зависимости от его убеждений, взглядов и интересов, у него сразу защемит в душе. Потому что музыка – это универсальный язык, который объединяет и роднит всех казахстанцев.

Проект «Music ME» — это наша попытка сделать шаг к объединению такой разной казахстанской музыки на одной платформе. Идея этого проекта родилась у нашей команды, мы заразили ею The Steppe и долго облачали ее в какую-то форму. И сейчас мы надеемся, что эта форма будет понятна, полезна и интересна читателям «Степи».

Результат нашей работы – это плейлист «Music ME», представленный в виде карты Казахстана, на которой расположены музыкальные произведения и их авторы, которые были либо рождены в определенном регионе, либо воспевали этот регион.

Условно мы разделили все музыкальные произведения на три категории: «Симфония казахской земли», «Культурное достояние казахов» и «Музыка нового поколения». Наш проект собрал, конечно же, не всю музыку и не всех достойных музыкантов, но мы надеемся, что проведенная нами работа станет хорошим импульсом и получит дальнейшее развитие в будущем.

Название проекта тоже выбрано неслучайно. «Music ME» — это сокращенная аббревиатура программы социальных инвестиций «Менің елім», которую от лица группы компаний АО «Самрук-Қазына» реализует в регионах Фонд «Samruk-Kazyna Trust». Цель программы – улучшать качество жизни в регионах. И проектом «Music ME» мы хотим еще раз подчеркнуть важность каждого региона в жизни нашей страны. Ведь Музыка несет в себе ту самую ценность, которую мы пытаемся пронести в своем проекте – любовь к своей стране. Несмотря на разность регионов, вместе мы прекрасны. 

Казахский народ очень поэтичен и музыкален. Помню с самого детства, когда собирались за одним столом с нашими бабушками и дедушками, всегда пели. Уверена, такие воспоминания греют каждого из нас.  Это значит, что мы вкладываем в песню очень много своих переживаний, надежд и чаяний.

Если говорить о себе, то моя любимая группа в казахстанской эстраде – это, безусловно, «А-студио». Любимая песня – «Стань моей молитвой». А из казахского фольклора я очень люблю «Дударай».

Жания Аубакирова 

О музыке

Музыкой я занимаюсь с пяти лет. Моя мама была очень музыкальной, училась в Ленинграде — эпицентре культурной жизни Советского Союза. Она прекрасно пела, а когда появилась семья, дети, захотела, чтобы мы тоже занимались музыкой. Необязательно профессионально, но чтобы культура стала частью нашей жизни. 

Мама была приверженцем классического направления не только в музыке, но и в литературе и изобразительном искусстве — а самое лучшее родители всегда хотят передать детям. Так я и осталась в классике.

О вдохновении

Я черпаю вдохновение  абсолютно от всего — встречи с людьми, путешествия по разным странам, талантливые молодые музыканты, танцоры, всегда вдохновляет и поддерживает семья. А вообще, если у человека есть способность вдохновляться, найти себе повод не составит труда. 

Например, недавно я вернулась из Индии. Впервые увидела Тадж-Махал — одно из семи чудес света. Это было абсолютно сказочно. Такие моменты остаются в памяти, а потом трансформируются в толкование произведений, которые я выбираю для своих концертов. 

О классической музыке в Казахстане

Развитию нашей классической музыки может позавидовать любая, самая развитая в этом направлении страна. Очень часто посетители из заграницы удивляются, что наши концерты посещает большое количество молодых людей. А это один из показателей того, что культурное состояние страны вполне удовлетворительное, особенно в столицах. Лет 20 назад концерты и консерватории были популярны только в  нашей музыкальной среде, а сейчас их посещают абсолютно все слои населения. Мы стали интересны многим, и это, конечно, вдохновляет. 

Наши ученики  — дирижеры, пианисты, скрипачи, виолончелисты, певцы знамениты по всему миру и дают свои собственные концерты. В свое время нас было мало, но сейчас у молодежи больше возможностей развиваться и выступать в самых разных культурных центрах мира. 

О любимом композиторе

Я считаю, что не может быть любимого композитора. Ведь была целая плеяда казахстанских народных и классических мастеров своего дела, из которых очень сложно выбрать. Если же все-таки попытаться выделить одного, то для меня это Тлес Кажгалиев. Его произведения я с удовольствием играю на своих концертах, и они всегда имеют грандиозный успех.

О важности классической музыки

Это многовековое культурное наследие, сокровищница человеческого духа.  Все, что досталось нам из прошлых веков, что продолжает жить и уйдет в будущее —это самое важное, что человечество оставит после себя в рамках мироздания. Именно поэтому это так важно. 

О самых лучших представителях классики

Назвать и вспомнить всех просто невозможно. Но вот несколько имен, которые сразу приходят на ум. Алибек Днишев, Майра Мухамедкызы, Айман Мусаходжаева, Марат Бисенгалиев, Гаухар Мурзабекова, Алан Бурибаев, Амир Тебенихин, Димаш Кудайберген, Канат Омаров, Абылай Тлепбергенов, Ернар Нуртазин, Сергей Ким, Ержан Кулибаев, Нуржамал Усенбаева и многие другие достойные имена.

О проекте 

Проект «MusicME» – это очень нужный проект. Когда я получила приглашение принять участие в качестве члена жюри, я с радостью согласилась. Вместе с другими экспертами и музыкантами мы дали свои рекомендации по отбору исполнителей и лучших музыкальных произведений. То, что у нас получилось, можно назвать антологией казахской музыки: от народных мотивов до сегодняшних исполнителей. Это очень большой и масштабный проект, поскольку для его создания потребовалось сформировать отдельный банк музыки с охватом в несколько столетий.

Что мне особенно импонирует, проект носит еще и образовательный характер, помогая школьникам и студентам лучше узнать историю своей страны и родного края таким интересным интерактивным способом – слушая музыку.


Арсен Рыслаулетов (DJ Arsen Superfly)

О музыке

Я родился в семье музыкантов, где с самого рождения меня окружала музыка. Поэтому тот факт, что и сейчас, несмотря на то, что у меня есть своя профессия, но я продолжаю этим заниматься, является закономерным процессом. 

На пианино играть я научился сам. Сидел, нажимал клавиши, подбирал мелодию. Позже начал сочинять песни и стихи. Уже в подростковом возрасте у меня появился большой круг людей, которые занимались различными видами творчества — музыканты, диджеи, фотографы, художники. Тесно с ними общаясь, я довольно быстро научился этому ремеслу. 

Об интересных направлениях 

Я играю в нескольких жанрах. Это и электронная музыка, и хипхоп, и эклектика — различные музыкальные жанры со всего мира, включающие в себя латиноамериканскую и бразильскую музыку и даже японский джаз. Больше всего нравится именно эклектика, потому что есть возможность полностью раскрыться и показать внутренний мир. 

Отдельное направление, к которому я питаю особые чувства, это традиционная казахская музыка и музыка тюркских монголоязычных стран. Это и горловое пение, и современные песни, и народная музыка. 

Очень часто во время выступлений я делаю сумасшедший микс — казахские народные песни смешиваю с советским старым диско и добавляю горловое пение.

Почему Superfly?

Это совершенно случайно получилось, когда возникла нужда быстро придумать никнейм. Superfly — это старый американский фильм, у которого есть альбом с одноименным саундтреком от Кертиса Мэйфилда. 

Об этапах развития казахстанской музыки

В разные периоды становления современной казахстанской музыки были свои трендсеттеры — это «Дос Мукасан», «A'Studio», Батырхан Шукенов, группа «Арай», «Жетыген», JCS. Каждые из них создавали свой уникальный стиль, под который подстраивались остальные. 

Были непонятные времена конца 90-ых и начала нулевых, когда качество музыки было низким и неинтересным. Сейчас же музыка вышла на потрясяющий уровень качества песен и видеоклипов. 

Мой любимый период — 80-ые. Красивые мелодичные песни были написаны Талгатом Сарыбаевым, Куатом Шульдибаевым. Интересное наблюдение, что многие молодые ребята знакомы с музыкой именно этого периода. 

Самым яркими для меня были «Арай» и Роза Рымбаева. Нагима Ескалиева, кстати, тоже выделялась своими невероятными пострясающими песнями в стиле диско с элементами электро. 

О современных профессионалах

Из старичков-диджеев в Казахстане одним из лучших является Нариман Исенов. Мы довольно часто с ним выступаем, и я очень многому продолжаю у него учиться. Он профессионал своего дела и ответственно к нему относится. В плане музыкальной эрудиции ему нет равных. 

Из молодых я выделяю DJ Ali Jazz из Караганды и Акежана под никнеймом Aki. 

Сейчас я также вижу, как сильно на музыку влияет Галымжан Молданазар. Многие начали петь в таком непринужденном, немного ленивом стиле. Очень интересные тренды задает Али Окапов. Если в самом начале он был совсем юным зеленым исполнителем, то сегодня это зрелый музыкант. Классно двигается, класное поет, отличные песни, интересные аранжировки. 


Алуа Конарова, продюсер 

О пути к музыке  

Я работала в другой сфере, но музыкальное образование все же тянуло в творчество. Решила попробовать себя в сфере шоу-бизнеса, в 2000 году начала работать в продюсерском центре Арт-центр, в котором получила хорошие навыки и опыт. Начинала в качестве директора групп «Рахат лукум», затем «Дауыс Инт», первым женскими группами в стране.

О вдохновении

Иногда меня вдохновляет просто хорошая погода, приятные беседы с интересными людьми, книги (люблю классику), путешествия и, конечно, музыка.

Об обязанностях продюсера 

В нашей стране продюсер — это 7 лиц в одном. Так как нет крупных лейблов с хорошим финансированием, думаю это связано с небольшим населением. В мировой практике у одного артиста есть генеральный продюсер, музыкальный продюсер и ряд менеджеров, отвечающих за стиль, пиар, организацию концертно-гастрольной деятельности, промо, администрирование и пр. У нас же всем этим занимается один человек. 

На мне поиск финансов, выборка музыкального репертуара, стиля, имиджа, весь творческий процесс от создания песни, клипов, продвижения, концерты и все организационные вопросы. Непросто, знаете ли.

О современных трендах

Я учусь их слушать, слышать, понимать и применять, так как взращиваю новый бойз-бэнд современного образца. Человек учится всю жизнь, если не будет развития, все остановится. А тренды разные, как и во все времена. Есть хорошие, что применяется в моей работе, есть довольно примитивные, которые я не приемлю. Дело вкуса и, наверное, уровня образования и мышления.

Современная музыка — разная. Есть качественная и двигающая вперед, а есть из двух ноток, которая нравится массе, но не останется в истории — проходящая.
Мой любимый период развития мировой музыки — начало с 60-х годов. Если казахстанской — конец 90-х и начало 2000-х годов. 

О кумирах 

Нет кумиров и не было, считаю глупым поклоняться кому либо. Нравится музыка Стиви Уандера, Brian McKnight, Boys2Man, Bjork, The Beatles, Beyonce и т.д. Из классики люблю импрессионистов.

О проекте

Если мы не сохраним истоки, то вымрем как нация. Это наша попытка сохранить истоки для потомков. Поэтому это так важно. 


Самсон Аракелян (Big Som)

Почему музыка? 

Музыкой я начал заниматься поздновато — когда мне было уже 20-21 год. Сначала был диджеем, а чуть попозже, открыв в себе желание писать, в 99-ом записал первый трек. После одобрения своих друзей и знакомых продолжил этим заниматься. 

Музыка для меня всегда была очень сильным эмоциональным источником, который помогал получать дополнительную энергию. На меня очень сильно влияли кумиры, которым я подражал не только в музыке, но и в образе жизни. Такая фанатичная болезнь побудила меня перейти от подражания к творчеству. 

Рэп я слушаю с 12 лет, поэтому неудивительно, что ушел именно в это направление. Хип-хоп культура сопровождает меня каждый день, начиная еще со школьного возраста. 

О вдохновении

Вдохновение я черпаю из вещей, которые удивляют. Фильмы, книги, истории, положительные эмоции. Рэп — это отображение окружающего мира, многогранная структура, которая может интегрировать в себя любой элемент любого направления в музыке. Сегодня я могу вдохновиться Бахом, а завтра — Death Metal.

О популяности рэпа и баттлов

Популярность рэп-музыки растет по всему миру. Откройте любой международный чарт: французский, новозеландский, бразильский, российский — любой. В первой тройке-пятерке будет хип-хоп исполнитель. 

Русскоязычный рэп, конечно, влияет на развитие его и в Казахстане. Сейчас очень популярен Versus. Я не совсем согласен с некоторыми правилами баттл-культуры, так как мне лично не нравятся постоянные оскорбления. Но если оба исполнителя принимают эти правила и это приводит к развитию самой культуры и популяризации, то, конечно, это круто. 

О Скриптоните и Jah Khalib

Я считаю, что все казахстанские исполнители, которые добиваются успеха за пределами страны, должны цениться. Рынок России перенасыщен, и заявить о себе так, чтобы на тебя обратило внимание огромное количество их населения — признак таланта и уникальности. 

На данный момент очень достойно представляют Казахстан Скриптонит и Jah Khalib. Но я уверен, что список этих имен пополнится. Традиции хип-хоп направления всегда в Казахстане присутствовали, а сейчас получают большую поддержку. Размах станет намного больше. 

Статьи STEPPE

Подборка ко Дню независимости: что смотреть, читать и слушать

Подборка ко Дню независимости: что смотреть, читать и слушать

В преддверии Дня независимости собрали подборку, которая поможет погрузиться в культуру и историю страны через книги, фильмы и...

2 минуты
2 минуты
Гид по профессии: кто такие IT-аналитики и чем они занимаются

Гид по профессии: кто такие IT-аналитики и чем они занимаются

Если вы задумывались, как появляются новые цифровые продукты и сервисы и кто за ними стоит, самое время разобраться в том, кто...

3 минуты
3 минуты
The Sims и культурный след: как игра сформировала ценности и мечты поколений

The Sims и культурный след: как игра сформировала ценности и мечты поколений

The Sims, пожалуй, одна из немногих видеоигр, которая не только изменила индустрию, но и стала мощным культурным феноменом,...

8 минут
8 минут
Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Партнерский

Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать

Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...

5 минут
5 минут