От идеи до флагманского продукта: рассказываем на примере Beeline Казахстан

7 минут Айдана Курмангалиева
От идеи до флагманского продукта: рассказываем на примере Beeline Казахстан
Партнерский

Хороший менеджер способен ответить на главный вопрос — «когда будет готово?». Крутой менеджер непрерывно ищет ответ на вопрос «Как нам стать эффективнее?». Во время ежегодной конференции BeeTech Conf 2.0 IT-сообщество обсудило менеджмент самостоятельных команд, взаимодействие с бизнес-заказчиками, работу скрам-мастеров и масштабирование идей во флагманский продукт. 


О самом мероприятии

Организаторы сделали упор на тему, как гиганты и корпорации становятся гибкими и переходят на собственную разработку. Среди спикеров были эксперты из Beeline Казахстан, Kolesa Group, One Technologies, Forte Bank, Core24/7, ScrumTrek, KazMinerals, Philip Morris, Verigram, IZI и Евразийского банка. 

      Алексей Шаравар

«Мы создаем лучшую в Казахстане технологическую компанию на основе телекома. Совмещаем культуру стартапа и плюсы большой корпорации.

Помимо стандартного перечня услуг телеком-оператора, Beeline предоставляет более 20-ти digital-продуктов. Мы работаем по Agile и ценим автономность. У нас самоорганизованные команды и большинство решений по продукту они принимают сами. Каждый разработчик может предложить техническое решение и совершенствовать свои предпринимательские навыки.

«В компании сильное DevCommunity: 300+ разработчиков, митапы, закрепленные менторы. Именно поэтому мы решили делиться экспертизой абсолютно бесплатно для всех желающих из Казахстана и СНГ», — комментирует IT директор Beeline Казахстан Алексей Шаравар. 

Лучшие фрагменты трансляции

..Заходят как-то в бар разработчик, диджей и юрист. История запуска IZI Radio.

Георгий Бадалянц, старший product manager в IZI, поделился рассказом о том, как фича выросла во флагманский продукт с отдельной командой. Он рассказал про запуск IZI Radio от момента идеи и изучения исследований до реализации.

Команда виртуального оператора IZI работает как стартап внутри корпорации. Это предполагает, что IZI не нужно тратить ресурсы на развитие инфраструктуры связи, а полностью сконцентрироваться на совершенствовании продукта для клиентов и улучшении пользовательского опыта. Поэтому при создании фичи команда часто проводит тестовые фокус-группы с прототипами, глубинные интервью и регулярные онлайн-опросы. Итогами одного из таких исследований поделился спикер. 

По итогам этого исследования команда задалась целью создать уникальный музыкальный сервис. Но не копию существующих игроков рынка как Spotify, Apple Music или YM, а свое «ламповое» IZI радио. 

Дизайн новой «фичи» базировался на четырех ценностях для клиента: 

1. Сервис без подписок

Слушателям радио не нужно оплачивать регулярную подписку как на других платных сервисах на рынке. 

2. Открытая дверь для локальных исполнителей

Спикер подчеркнул, что много качественной музыки создается в Казахстане, но часто она не доходит до своего слушателя. Поэтому процесс попадания трэков в IZI радио сделали максимально простым, а также заключили контракт с компанией, которая может оплачивать комиссию артистам. 

3. Онлайн-стримы с рекомендациями

Георгий признался, что для него нет ничего хуже, чем зависания во время прослушивания музыки. Поэтому первый челлендж команды — обеспечить качественный звук. Для этого команда применила решение от Amazon, что позволило обеспечить единое качество музыки по всему Казахстану. 

4. Нерасходуемый трафик

Если слушать музыку онлайн в IZI радио, трафик из тарифа не расходуется.  

Сейчас у IZI радио есть своя студия с радиоведущим, диджеем и профессиональным оборудованием. Посмотреть пошаговый процесс от результатов исследования до итогового продукта можно в следующем видео. 

Игры, в которые играют корпорации. Корпорации, которые играют в игры.

В своем выступлении Сакен Сыдыков, product manager в команде разработки казуальных игр, ответил на вопрос, для чего разрабатывать игры и почему стоит обратить внимание на это направление. Американская компания Simform провела исследование и выяснила, что среди всех мобильных пользователей мира, игры являются ТОП 2 категорией вовлечения в мире. 

Спикер также поделился исследованием всего игрового рынка мира. Согласно данным платформ NewZoo и Similarweb, около 52% дохода от всей игровой индустрии приходится именно на мобильные игры — вопреки общему стереотипу о том, что дорогие игровые консоли составляют основной доход индустрии (их доля дохода всего 28%). 

Помимо этого, Сакен Сыдыков поделился данными по Казахстану. Согласну источнику AppAnnie, в нашей стране играми увлекаются около 5 млн человек и эта цифра стремительно растет из года в год.  

Именно потому, что мобильные казуальные игры становятся все популярнее, Beeline Казахстан решил сделать их максимально доступными. В приложении Мой Beeline — уже 28 игр. За них не нужно платить или устанавливать отдельное приложение. Играми в приложении Мой Beeline сейчас пользуется около 1 млн казахстанцев, которые тратят на игры более 19 млн минут ежемесячно. 

Как разрабатывать игры и чем подход их разработки отличается от разработки мобильных приложений можно узнать подробнее на примере Beeline Казахстан в следующем видео.

Как сократить time to market

Как оживить «парализованные» задачи, пересмотреть приоритеты и вместе с бизнес-заказчиками прийти к data-driven-подходу и общей стратегии? Валерия Плотникова, product manager в B2B-направлении Beeline Казахстан, рассказала о том, как оптимизировать процесс разработки. 

Валерия вывела 6 причин, почему в больших компаниях вывод продуктов на рынок может затянуться до «никогда». 

  1. Привычки и традиции, они же методологии и фреймворки. Часто в больших корпорациях есть устойчивые процессы, по которым все привыкли жить. 
  2. Большие задачи и asap. Часто заказчики приходят к разработчикам с очень большой целью, которую необходимо выполнить в короткие сроки. 
  3. Уникальные идеи и их конфликты. Спикер приводит пример, как в больших компаниях креативный бизнес требует «запилить» идею, которая, кажется, может обеспечить прорыв. При этом аналогичные идеи из других бизнесов предполагают такой же успех по «интуиции» заказчика.
  4. Недооценка важности IT при планировании бизнес-стратегии. Часто в компаниях к разработчикам относятся как к «делающим рукам», не привлекая их на этапе оценки возможности реализации задачи. 
  5. Код «единорога». Разработчики, закрепленные за одним продуктом, увольняются, а с ними уходит и экспертиза. Разработка замораживается на неопределенный срок. 
  6. Фича ради фичи. Разработка функционала происходит не от «ценности» для клиента, а ради «сделать, чтобы было». 

В Beeline Казахстан справились с этими проблемами в продуктовых командах следующим образом: 

1. Инструмент не важен

Валерия поделилась, что одним из продуктов управляют по методу «Вотерфольный скрамбан».  Это микс из трех классических методик: скрам, вотерфолл и канбан. Если команде удобно создать свой процесс работы, то нужно регулярно фасилитировать этот процесс между бизнесом и разработчиками. 

2. Объединение продуктов в один стрим

Необходимо смотреть на разработку не с позиции одного продукта, а целого направления. Спикер приводит пример, как  для продуктов B2B сегмента нужно было интегрировать подпись документов с помощью ЭЦП.  Как принято в других крупных компаниях, каждая команда искала бы сама техническое решение данной задачи. Но в Beeline Казахстан другой процесс благодаря единому стриму продуктов. Одна команда создала фичу как микросервис, которая может быть заимствована разными командами в свои продукты. 

3. Единая понятная цель для стрима, измеримая в деньгах

Не только бизнес придумывает уникальные прорывные идеи. Команды разработчиков смогут генерировать собственные предложения, как увеличить доход компании и ценность для клиента.

4. Участие IT/Digital в предварительной оценке идеи (до расчета бизнес-кейса)

Привлеченная IT команда на самом раннем этапе может дать ценные рекомендации к дизайну бизнес-плана, скорректировать данные для более реализуемого финансового плана. 

5. Общий бэклог у нескольких продуктов.

Команды участвуют в формировании задач и приоритетов друг друга, тем самым формируют кросс-функциональный обмен сервисами. Это позволяет концентрировать экспертизу не только у одного человека, а создавать взаимодополняющие команды. Продукты может перехватить любая команда, с минимальные погружением задач, если вдруг кто-то увольняется. Также это решает уничтожение дублирующих «задач-паразитов». 

Теперь time to market в Beeline Казахстан происходит в 3-4 раза быстрее, а роадмап проектов стал на 90% точнее. 

Выступление особенно пригодится менеджерам, стартапам или компаниям, у которых пока нет ресурсов на проверку всех способов взаимодействия. А также тем, кому хочется попробовать новый путь в менеджменте продукта.

Все трансляции и плейлисты с выступлениями спикеров по управлению цифровыми продуктами и можно посмотреть на YouTube-канале BeeTech

Статьи STEPPE

Подборка ко Дню независимости: что смотреть, читать и слушать

Подборка ко Дню независимости: что смотреть, читать и слушать

В преддверии Дня независимости собрали подборку, которая поможет погрузиться в культуру и историю страны через книги, фильмы и...

2 минуты
2 минуты
Гид по профессии: кто такие IT-аналитики и чем они занимаются

Гид по профессии: кто такие IT-аналитики и чем они занимаются

Если вы задумывались, как появляются новые цифровые продукты и сервисы и кто за ними стоит, самое время разобраться в том, кто...

3 минуты
3 минуты
The Sims и культурный след: как игра сформировала ценности и мечты поколений

The Sims и культурный след: как игра сформировала ценности и мечты поколений

The Sims, пожалуй, одна из немногих видеоигр, которая не только изменила индустрию, но и стала мощным культурным феноменом,...

8 минут
8 минут
Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Партнерский

Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать

Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...

5 минут
5 минут