«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей
30 октября Институт гидробиологии и экологии анонсировал выход фильма «По мелям Каспия - Зов тюленей», который рассказывает о...
Утопия — жанр в литературе и кинематографе, относящийся к научной фантастике и рассказывающий об идеальном мире, в котором царствуют справедливость и всеобщее благоденствие.
Даже слово, произошедшее от греческого utopos — место, которого нет, само по себе определяет жанр. И хотя возникновение утопии связывают с эпохой Возрождения и творчеством Томаса Мора, это не совсем верно. Скорее, гуманисты XVI века оформили жанр, дали ему определение и дальнейшее развитие, но первым утопистом был все-таки Платон. Поэтому первым произведением, написанным в жанре утопии, является диалог Платона «Государство».
В нем древнегреческий философ попытался воссоздать идеальное политическое устройство мифической Атлантиды. По Платону, строить идеальное государство следует, исходя из особенностей души человека и его наклонностей. Хотя душа едина и неделима, в ней можно выделить три части — разумную, аффективную (эмоциональную) и вожделеющую (чувственную).
источник: radiovan.fm
Если в душе человека преобладает разумная часть, то он стремится к высшему благу— к справедливости и правде, и таковыми являются философы, которые и должны править государством. Если развита аффектная часть души, то такому человеку присущи храбрость, мужество, умение подчинять вожделение долгу — это стражи, и они должны защищать государство. А если в человеке превалирует «низшая», вожделеющая часть души, то ему нужно заниматься производительным трудом — быть ремесленником или крестьянином. Только когда каждый занят своим делом и не лезет в чужие дела, возникает идеальное государство.
Как это не удивительно, но идея Платона о тотальном идеальном начале станет предтечей многих политических и социальных катастроф ХХ века. Но сначала этот жанр оценят Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Сирано де Бержерак и представители социализма-утопизма — Шарль Фурье, Роберт Оуэн, Николай Чернышевский.
«В ХХ веке, веке-звере, по меткому выражению О.Мандельштама, эта страсть к экспериментированию (социализм, коммунизм, национал-социализм, маоизм, красные кхмеры и т.д.), увлечение утопизмом Платона будет стоить человечеству миллионы и миллионы жертв, что, в свою очередь, создаст новый жанр в мировой литературе, жанр антиутопии (О.Хаксли, Дж.Оруэлл, Е.Замятин, А.Платонов и
др.)», — писал литературовед Евгений Жаринов.
После того, как люди поняли, что построить идеальное государство крайне сложно, а может и невозможно, в искусстве стали пытаться построить разговор о будущем, новые герои которого боролись с социальными, экологическими, этическими и прочими проблемами.
Бывало даже такое, что утопия и антиутопия сливались в одном фильме. Например, вплоть до финала «Метрополиса» Фрица Ланга — чистейшая антиутопия, но конец, в котором две противоборствующие ранее стороны пожимают друг другу руки и понимают, что главнее всего сердце — абсолютно утопический.
Жанр антиутопии не предполагает счастливого финала, и наверное поэтому в свое время «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта провалился и в прокате, и у критиков — студийный вариант картины заканчивался хэппи-эндом, в котором Рик Декард и Рэйчел уезжали, согретые солнечными лучами. Вспомним фильм «Бразилия» Терри Гиллиама или роман «Мы» Евгения Замятина — в них нет той благости, какая есть в финале «Метрополиса».
кадр из фильма «Бразилия»/smartfacts.ru
Однако хотя утопия и переродилась в полностью противоположный жанр, нельзя сказать, что о ней забыли. Например, в 2020 году Райан Мерфи презентовал на Netflix одноименный мини-сериал о Голливуде 1940-х годов, в котором рассказана альтернативная история «фабрики грез».
Разумеется, главные герои, как и положено сказочным персонажам, пройдут через ряд тяжелых и не очень испытаний, но в конце их ожидает счастливый финал. Критики прохладно отнеслись к творению Мерфи, но у режиссера получилась занятная игра с жанром и историей: в реальности у очень немногих причастных к миру кино сложилась счастливая жизнь, а в сериале, полностью построенном на киноштампах, придуманных Голливудом, все заканчивается, как и в большинстве картин 40-50-х.
кадр из телесериала «Голливуд»/kino-teatr.ru
«Истории, которые рассказывает нам «Голливуд» — это не просто развлечения, а взгляд на мир. И один фильм мог бы все изменить. Этот подчеркнуто наивный и одновременно предельно гуманистический взгляд очень подкупает. И пусть вас не смущает излишняя красочность или «сахарность» происходящего, «Голливуд»— это очень качественная, интересная и правильная история. Хотя если знать настоящую историю настоящего Голливуда, в котором описанные в финале сериала события или произошли уже в XXI веке, или еще не произошли вовсе, то становится немного грустно», — писал автор телеграм-канала
«Запасаемся попкорном» Иван Филиппов.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)