Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
Казахский орнамент формировался веками и является одним из важных элементов национальной идентичности казахского народа. В основе орнаментального сюжета лежит общее понимание мироздания древних тюркских народов, которые жили по философии тенгрианства.
«Понять смысл, заложенный в орнамент, может далеко не каждый. Некоторые модули орнаментов передавали образ «жизни и смерти» посредством одного и того же графического символа. Например, на коврах и кереге (стенах юрты) использовали специальные орнаменты, на курганах — другие», — рассказывает художник и дизайнер Ерлан Кожабаев, который более 20 лет исследует происхождение казахских орнаментов.
По его словам, первые элементы орнамента появились в эпоху тенгрианства. Тогда люди передавали свои знания и опыт с помощью наскальных рисунков и простых изображений. Однако с появлением религии сюжет рисунков изменился.
Принадлежность казахов к прямым потомкам сакско-скифской и тюркской культуре особенно отразилась на предметах одежды и в орнаментальных узорах. Например, в сакско-скифских золотых брошах с изображением разных животных зашифровано до шести смысловых посланий.
Однако орнаменты служили не только украшением для наших предков, но и оберегом, защищающим от внешнего зла и неудач.
Казахские орнаменты отличаются равенством фона и узора: один и тот же элемент можно рассматривать с разных сторон и каждый из них будет полноценным.
«В основе построения казахского орнамента лежит модульность. Модуль — это сердце орнамента, который порождает все остальные его элементы. Спираль в орнаменте — обозначение жизни и эволюции. Равносторонний крест-свастика — это солярный знак, он же символ тенгрианства. Круг — солнце и вечное священное небо, треугольник — священная гора Улытау, которая в тенгрианстве рассматривается как центр Вселенной. Квадрат олицетворяет земную жизнь, а S-образный знак — символ бесконечности», — рассказывает Ерлан.
Круг
Круг — основной модуль многих орнаментов. По словам художника, древние кочевники воспринимали мир через Солнце. Оно давало энергию, жизнь и свет. Именно поэтому шанырак в казахской юрте выполнен в виде солнечного круга, жерди которого (уық) устанавливались в соответствии со сторонами света. Так как юрту всегда ставили под определённым углом — дверью на восток, так чтобы утренние лучи солнца проникали в дом и освещали все вокруг. Шанырак служил солнечными часами, которые помогали определить время.
Бесконечность
Символ бесконечности — это s-образный знак, который получается при стыке двух спиралей, вращающихся в противоположном направлении. Если расположить два s-образных знака крест-накрест, получится солярный знак.
Этот символ бесконечности присутствует на узорах, украшающих рукава и края женских камзолов. Когда женщине желали скорейшего пополнения в семье, расшивали камзол как раз с помощью такого узора. Также к дополнению в орнаменте присутствует ореол яйца и птенца внутри него.
Солярный знак как символ также присутствует во время ритуала обрезания пут: ребенку восьмеркой перевязывают ноги пестрой веревкой, а затем перерезают ее.
Равносторонний крест
Традиционный казахский орнамент кошкар-муйиз образовался при совмещении двух солярных знаков, вращающихся в разные стороны, в основе которых равносторонний крест. Если разложить орнамент на составляющие, то получится пирамида и свастика с равносторонним крестом. Кроме того, в орнаментальном рисунке считывается дуализм: мужское и женское начало, жизнь и смерть, добро и зло.
Треугольник
Треугольник в орнаменте означает гору, внутри которой находится огонь, олицетворяющий жизнь. Исходя из такого восприятия треугольника, казахи при рождении ребенка делают тумар — оберег треугольной формы, внутрь которого кладут первые состриженные пряди волос и ноготок малыша, а также графически обозначают его родословную.
Академик Бек Ибраев пришел к выводу, что треугольник в казахских орнаментах не просто гора, а изображение Улытау. Его можно увидеть не только в орнаментальном искусстве, но и облицовке курганов, в форме мужских и женских головных уборах и в том, как выглядит юрта.
Крест
Крест-свастика бывает двух видов и не имеет ничего общего с нацистской символикой. Если фигура вращается по часовой стрелке, то это символ земной жизни, а если против — потусторонней. Например, внешние стены мавзолея Айша-Биби Ходжи Ахмеда Яссауи облицованы крестами и свастиками разной графической формы, вращающимися против часовой стрелки.
«Важно уметь правильно использовать орнаменты. Например, не наносить орнамент с негативным значением на одежду. Ведь это не просто узор, а зашифрованное знание, которое влияло на жизнь кочевника, настраивало его на определенный лад, чтобы жить в гармонии с миром и Вселенной».
Художник советует с осторожностью относиться к разным предметам, где изображены орнаменты: внимательно изучать узор изображенный в одежде, керамических плитках, текстиле и бытовых вещах, которые окружают нас ежедневно.
Орнаментальное искусство можно изучать с разных сторон, учитывая культурные и исторические особенности. Если говорить об орнаменте в целом, то с него можно считать информацию о временном промежутке, религиозных убеждениях и многом другом. Если рассматривать каждый элемент в отдельности, то перед вами откроется удивительный и сложный мир культурных шифров.
Еще больше материалов о культуре и традициях казахского народа в серии материалов «Степное эхо».
В материале использованы иллюстрации из книги Ерлана Кожабаева «Казахский орнамент. Как пиктограмма тенгрианской культуры и комбинаторика его модулей в современном дизайне».
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)